Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №3/2009


Только в номере

Шок - это по нашему!

Прежде всего сразу хочу предупредить о двух вещах. Во-первых, как обычно, “мнение автора может не совпадать”. Во-вторых, никакого отношения к информатике этот текст не имеет.

Много лет будучи главным редактором, я сравнительно недавно стал писать эти колонки. Причина этого в том, что мне всегда казалось (и сейчас, кстати, казаться не перестало) не вполне справедливым то, что главный редактор в своей газете находится в привилегированном положении — пишет что хочет о чем хочет и нет на него никакой управы. Я и сейчас пишу колонки с некоторой оглядкой — мне до сих пор не вполне комфортно от того, что я имею возможность публично сказать, что хочу, а ни читатели, ни даже авторы такой свободы не имеют. Признаюсь, что по этой причине я достаточно много колонок написал “в стол” — их темы не показались мне достойными (хотя лично для меня они были важны). Но в данном случае, ей-богу, не могу удержаться. Хотя, наверное, тема как раз подвернулась несколько странная и не слишком общественно-значимая.

Это первый “настоящий” номер 2009 г. Два предыдущих на самом деле были сданы в декабре, задолго до праздников. А в эти самые праздники мы с семьей совершили небольшую экскурсию в Нижегородскую область. (На вопрос “почему именно туда?” ответа нет. Нипочему. Просто мы там раньше не были и захотели посмотреть.) По дороге из Москвы в Нижний Новгород мы проезжали деревню Болдино и отметили для себя, что это Болдино “не то”, а “то самое” тоже расположено в Нижегородской области и неплохо бы туда съездить.

Некие сомнения на эту тему у меня появились тогда, когда навигатор, пошуршав своими электронными мозгами, сообщил, что от Нижнего до “настоящего” Болдино (которое называется Большое Болдино) почти 250 км в одну сторону. Учитывая реалии зимних российских дорог, идея “заехать посмотреть” вовсе не выглядела однозначно удачной. Но расстояние — расстоянием, а из Москвы мы все равно туда никогда не соберемся. Поехали!

Сама дорога на удивление была весьма приличной. Ну, да, местами, мягко говоря, не чищена, ну да не переубедил еще Юрий Михайлович Лужков московских водителей :). Большинство тех, кто ездит по Москве зимой и абсолютное большинство тех, кто выезжают за пределы кольцевой автодороги, обувают исключительно шипованную резину, что позволяет чувствовать себя не то, чтобы спокойно, но достаточно уверенно. Тем не менее дорога заняла почти 5 часов. К чему я это так подробно рассказываю? А к тому, чтобы вы попробовали оценить степень моего разочарования, когда я добрался до цели!

Знаете, я никогда не считал, что “Пушкин — это наше все”, но поэзию люблю (причем с возрастом все более) и удивительный талант Пушкина для меня бесспорен. Да тут, собственно, не о чем говорить! Сколько бы не твердили “Пушкин — гений”, гений его от этого меньше не станет. Болдино для меня было одним из важнейших мест русской культуры. Я очень хотел там побывать — погулять, подышать, подумать, вспомнить.

Ну, погулял. Докладываю: там все есть. Там есть господский дом. В нем есть стол, стул, диван, несколько портретов на стене и нечто странное — “это нижегородский художник так увидел Болдинскую осень” (описать это “художество” не берусь). Есть еще несколько зданий-новоделов — дом управляющего, баня, конюшня и два “домика сказок” со сказочными персонажами, которые отличаются подозрительно китайскими разрезами глаз. Все это для нас молча открыли и, потоптавшись у дверей — “смотрите”, — закрыли. По дому, правда, провели. Ничего плохого сказать не могу (да и не хочу!), но лучше бы уж и не водили — такой заученно-замученной выглядела экскурсовод.

И это все, что там есть. Пушкина там нет. И поэзии там нет. Я не знаю — может быть, надо было приехать именно осенью. Может быть, я просто устал от дороги. Но мне кажется, что дело не в этом. Просто в Болдино действительно нет чего-то важного, что не формализуется простым перечислением экспонатов. Духа?

Се. Ль. Островский

TopList