|
|||||||||||||
Ответы, решения, разъяснения
— что допустимо (соответствует условию). Итак, узник, который, очевидно, хорошо учился на уроках информатики (J), рассуждая так, как это делали мы, определил, что в 1-й комнате находится принцесса, и выбрал именно эту комнату. Ответы представили: — Алюков Сергей, Ерош Татьяна, Климентьев Владимир, Кузьмин Евгений, Митягин Александр и Мельник Кристина, г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.; — Асфандияров Ильнур, Бариев Айрат и Саттаров Алмаз, Республика Татарстан, г. Бавлы, гимназия № 4, учитель Шафиков Н.Р.; — Болинова Ольга и Воднева Кристина, Суроватихинская средняя школа, Нижегородская обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова Т.В.; — Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.; — Говорушко Иван, Дементьев Виктор, Ильенко Юлия, Ненартович Ксения, Ромушкин Александр, Рукавишникова Ирина и Черноусов Антон, г. Тайшет Иркутской обл., школа-интернат № 24 ОАО “РЖД”, учитель Авхадеева Р.И.; — Горбачева Дарья и Калядина Дарья, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.; — Ежиков Никита и Сапронов Никита, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.; — Землянская Марина, Нестругина Анастасия и Побединский Виталий, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.; — Катышева Елизавета и Синицын Никита, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.; — Нелюбин Александр и Царева Анастасия, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.; — Новожилова Ксения, Никольская средняя школа, Вологодская обл., Устюженский р-н, учитель Новожилова С.В. Примечание. Выше помещен рисунок, который привели в своем ответе учащиеся из г. Тайшет Иркутской обл. (учитель Авхадеева Р.И.). 2. Числовой ребус “SEND + MORE = MONEY” Очевидное значение: М = 1. Запишем это в ребус, оформив его “в столбик”:
Далее, при сложении в разряде тысяч перенос единицы “в уме” может быть при S = 9 или S = 8, и в обоих этих случаях О = 0 (из разряда сотен 2 перейти “в уме” не может, а единицей О быть уже не может). Заметим при этом, что, хотя в статье говорилось о том, что применение буквы О для шифрования нежелательно, здесь оно объясняется необходимостью использования “слова” МОNEY. Допустим, S = 8. При этом в разряде сотен возможны два варианта: O + E = 10 + N или O + E + 1 = 10 + N (когда из разряда десятков “в уме” переходит 1). Но так как в данном случае О = 0, то ни один из этих вариантов невозможен (проверьте!). Значит, S = 9. Запишем и это:
Анализ разрядов сотен и десятков показывает, что N больше E на 1, а N + R > 10. Этим ограничениям соответствуют следующие варианты: 1) Е = 2, N = 3, R = 8; 2) Е = 3, N = 4, R = 8; 3) Е = 4, N = 5, R = 8; 4) Е = 5, N = 6, R = 8; 5) Е = 6, N = 7, R = 8. Во всех этих случаях из разряда единиц в разряд десятков “в уме” переходит 1, то есть D + E > 10. Исследовав их, можно обнаружить, что возможен только четвертый вариант — при нем D = 7, а Y = 2. Итак, решение ребуса: Правильные ответы прислали: — Алюков Сергей, Ерош Татьяна, Кузьмин Евгений, Мельник Кристина и Митягин Александр, г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.; — Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.; — Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.; — Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.; — Воднева Кристина, Максимова Мария и Родин Иван, Суроватихинская средняя школа, Нижегородская обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова Т.В.; — Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.; — Гончаренко Анастасия и Нелюбин Александр, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.; — Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.; — Сапронов Никита, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.; — Cмирнов Дмитрий, г. Ярославль, школа № 33, учитель Цикина Е.Н.; — Синицын Никита, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.; — Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В. В заключение заметим, что ряд читателей, в том числе указанные в списке, представили ответ без обоснования. 3. Статья “Как найти остатки?” Напомним, что необходимо было, используя электронную таблицу Microsoft Excel, для каждого месяца (января, февраля и т.д.) определить остаток от деления на 7 общего числа дней, прошедших с начала года до конца предыдущего месяца. Например, для февраля такой остаток равен 3 (в январе 31 день, 31 = 4 · 7 + 3), для марта високосного года — 4 (31 + 29 = 60; 60 = 8 · 7 + 4). Ясно, что для января он равен нулю. Решение В простейшем случае для решения задачи лист Microsoft Excel может быть таким: В ячейки В2:В13 вручную вводится количество дней в соответствующем месяце (выше приведен вариант для невисокосного года). В столбце С подсчитывается количество дней, прошедших с начала года до конца соответствующего месяца. Для этого используется формула =С2+В3 в ячейке С3, которая распространяется (копируется) на остальные ячейки диапазона С3:С13. После этого можно определять остатки. Для февраля (ячейка D3) формула такая: =ОСТАТ(C2;7) (Внимание! Используется значение для января в ячейке С2.) Эта формула распространяется (копируется) на другие необходимые ячейки. Саттаров Алмаз, ученик 9-го класса гимназии № 4 г. Бавлы, Республика Татарстан, учитель Шафиков Н.Р., предложил для расчета количества дней в том или ином месяце использовать функцию, которая называется КОНМЕСЯЦА. Она возвращает последний день месяца, отстоящего на указанное количество месяцев от некоторой даты. Ее формат: КОНМЕСЯЦА(нач_дата ; число_месяцев), — где нач_дата — это начальная дата, число_месяцев — это количество месяцев до или после даты нач_дата. Положительное значение аргумента число_месяцев означает будущие даты; отрицательное значение — прошедшие даты. Значение возвращается в виде числа2. Еще одна важная особенность этой функции заключается в том, что даты должны вводиться с использованием функции ДАТА или как результат вычисления по другим формулам и функциям. Например, для 15 февраля 2009 года следует использовать ДАТА(2009;2;15). Алмаз обнаружил интересную особенность (можно сказать — ошибку) программы Microsoft Excel. Если для определения количества дней в том или ином месяце использовать 1900 год (в этом году, напомним [1], 1 января имеет порядковый номер 1, что упрощает расчеты), то лист можно оформить следующим образом: Формула в ячейке С2: =КОНМЕСЯЦА(ДАТА(1900;1;5); Можно также для решения рассмотренной задачи разработать компьютерную программу. Предлагаем читателям сделать это (на языке программирования, который вы изучаете) и прислать программу в редакцию. Фамилии приславших правильную программу будут опубликованы. Кроме Алмаза Саттарова, которого редакция решила наградить дипломом, ответы представили: — Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.; — Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.; — Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.; — Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.; — Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.; — Бойко Николай, Украина, г. Кременчуг Полтавской обл., школа № 19, учитель Борисенко С.А.; — Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В. Литература 1. Работа с датами в электронной таблице Microsoft Excel. / “В мир информатики” № 101 (“Информатика” № 1/2008). 2. Ошибка високосного года в Microsoft Excel. / “В мир информатики” № 115 (“Информатика” № 21/2008). 3. Високосные годы. / “В мир информатики” № 17 (“Информатика” № 5/2004). 4. Проверка номера года на “високосность”. / “В мир информатики” № 114 (“Информатика” № 20/2008). 4. Задача “Проверка года на «високосность»”Если знак операции определения остатка от деления одного целого числа на другое обозначить mod, то N-й год является високосным, когда N mod 4 = 0 И N mod 100 ? 0 ИЛИ N mod 400 = 0 (напомним, что последний год столетия является високосным, только если его номер делится на 400). Лист электронной таблицы Microsoft Excel, подготовленный для проверки некоторого года на “високосность”, может быть оформлен в виде: Номер года вводится в ячейку В1. Формула в ячейке В2: =ЕСЛИ(ИЛИ(ОСТАТ(B1;400)=0;И(ОСТАТ(B1;4)=0;ОСТАТ(B1;100)<>0)); "високосный";"невисокосный") Ответы прислали: — Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.; — Горбунова Екатерина, Республика Коми, г. Сыктывкар, МОУ “Лицей народной дипломатии”, учитель Гранаткина О.М.; — Горшенёв Александр, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.; — Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.; — Кутылов Данил и Сапронов Никита, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.; — Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.; — Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В. Отметим ответ Никиты Сапронова из школы № 124 г. Челябинска, предложившего, кроме описанного способа проверки, использовать функцию НОД: =ЕСЛИ(ИЛИ(НОД(B1;400)=400;И(НОД(B1;4)=4;НОД(B1;100)<>100));"високосный";"невисокосный") Примечание. Функция НОД возвращает наибольший общий делитель чисел, указанных в качестве ее аргументов. 5. Статья “О старом и новом стиле”День недели для следующих дат по старому стилю: 1) 26 мая 1799 года (дата рождения А.С. Пушкина) — суббота; 2) 16 ноября 1880 года (дата рождения А.А. Блока) — воскресенье; 3) 17 октября 1905 года (дата подписания царем Николаем II Манифеста “Об усовершенствовании государственного порядка”) — понедельник. Для получения ответа необходимо сначала указанные даты представить по новому стилю (соответственно 6 июня, 28 ноября и 30 октября), а затем использовать компьютерную программу, на которую имеется ссылка в статье, или провести расчеты вручную. Ответы представили: — Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.; — Гончаренко Анастасия, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.; — Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.; — Тананаева Ксения, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.; — Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В. 6. Статья “Каким днем недели был день вашего рождения”Правильные решения заданий, предложенных в статье, представили: — Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.; — Богомолов Алексей, Борняков Александр и Гусев Кирилл, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.; — Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.; — Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.; — Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.; — Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.; — Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В. 2 Чтобы просмотреть числа в виде дат, надо выделить ячейку и в меню Формат выбрать команду Ячейки, после чего выбрать в списке Числовые форматы вариант Дата и соответствующий тип представления. 3 С особенностями формул в каждой ячейке ознакомьтесь самостоятельно. | |||||||||||||