Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №6/2009


В мир информатики
Внимание! Конкурс

Конкурс № 70 для учащихся

Тур 3

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Можно ли в таб­лицу текстового документа редактора Microsoft Word вставить новую строку между двумя имеющимися, не используя меню и кнопки на панели инструментов?”

Ответ с обоснованием отправьте в редакцию до 15 апреля по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, “Первое сентября”, “Информатика” или по электронной почте: vmi@1september.ru. Пожалуйста, четко укажите в ответе свои фамилию и имя, населенный пункт, номер и адрес школы, фамилию, имя и отчество учителя информатики.

Ответ на задание 6-го тура конкурса № 69 для учащихся

Напомним, что необходимо было определить, какая из двух монет фальшивая, задав вопрос двум людям, один из которых — лгун и всегда говорит неправду, а второй всегда говорит правду (вы не знаете, кто из них кто).

Решение

Показав на конкретную монету, надо спросить любого из людей: “Твой товарищ сказал бы, что эта монета — настоящая?”. В случае ответа “да” можно сделать вывод о том, что указанная монета фальшивая, в случае ответа “нет” — что указанная монета настоящая. Обоснование приведено в таблице:

Указанная монета

Правдивый ответит

Лгун ответит

Настоящая

Нет

Нет

Фальшивая

Да

Да

Можно также спросить: “Твой товарищ сказал бы, что эта монета — фальшивая?” В случае ответа “нет” можно сделать вывод о том, что указанная монета фальшивая, в случае ответа “да” — что указанная монета настоящая. Обоснование также дано в таблице:

Указанная
монета

Правдивый
ответит

Лгун
ответит

Настоящая

Да

Да

Фальшивая

Нет

Нет

Еще один из вариантов — не показывая на конкретную монету, спросить: “Что ответил бы твой товарищ, если бы его спросили, какая монета настоящая?”. Правдивый человек укажет на фальшивую монету (на которую показал бы лгун), и на эту же монету указал бы лгун (искажая ответ правдивого человека). Таким образом можно выявить фальшивую монету. Можно также задать аналогичный вопрос о фальшивой монете и по ответам на него выявить настоящую монету.

Оригинальный вариант предложили Марина Землянская и Анастасия Нестругина, учащиеся средней школы № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко (Воронежская обл., поселок Каменка, учитель Старикова М.Е.). Надо дать каждому человеку по монете и у одного из них спросить: “У лгуна фальшивая монета?” Возможные варианты ответов приведены в таблице:

У лгуна фальшивая монета,
у правдивого — настоящая

У лгуна настоящая монета, у правдивого — фальшивая

Если отвечает:

лгун

правдивый

лгун

правдивый

то он скажет:

“Нет”

“Да”

“Да”

“Нет”

Итак, если в ответ услышали “нет”, значит, у этого человека фальшивая монета; если услышали “да”, то фальшивая монета у другого человека.

Аналогичный по смыслу вариант предложил Денис Кузнецов, средняя школа села Ириновка, Новобурасский р-н Саратовской обл., учитель Брунов А.С.

Ответ на задание 3-го тура конкурса прислал Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.

TopList