Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №6/2009


Только в номере

Вам - мат!

Мне уже много раз приходилось упоминать о том, что между сдачей газеты в печать и доставкой ее подписчикам проходит значительное время, что, в свою очередь, часто влияет на содержание редакторских колонок. Согласитесь, непросто жить в виртуальной реальности на месяц вперед. И поскольку писать я стараюсь о том, что меня по-настоящему волнует в данный момент времени, темы колонок часто запаздывают.

Вот и сейчас так получилось: этот номер будет доставлен подписчикам в конце марта. Весна (надеюсь!) уже вовсю вступит в свои права, будет тепло, солнечно и радостно.
И даже кризис уже не будет казаться таким холодным, пасмурным и безнадежным. Но сейчас, когда я пишу этот текст, на календаре 23 февраля — праздник, как ни крути. И повод обсудить один непростой педагогический вопрос.

Краткая предыстория…

Мне довелось служить в советской еще армии на излете жизни СССР. Это был недолгий период, когда “брали” даже студентов дневных отделений. Никакого желания служить я, конечно, не имел, но и “косить” тоже не стал — среди моих знакомых это было не очень принято. Служил, как служилось и как сложилось. Среди множества граней армейской службы немаловажным для меня стал лингвистический аспект. Те, кто утверждают, что в армии говорят на языке устава, конечно, кривят душой.
В армии говорят матом. Почти всегда. За редким исключением.

 

Удивительно, но нам, москвичам из вполне благополучных семей, новая языковая среда была некомфортной лишь несколько недель, может быть, пару месяцев. А потом ничего, втянулись. Врать не буду — по прошествии некоторого времени никакого дискомфорта я не испытывал. Надо сказать, что для меня это до сих пор является сильным аргументом в пользу изучения иностранных языков методом погружения. И единственное, что меня по-настоящему беспокоило, — что будет со мной по возвращении на гражданку. Не вырвется ли у меня “красное словцо” в самый неподходящий момент. На уроке, например :).

Опасения оказались совершенно беспочвенными. Как только я вышел за ворота части — как отрезало. Безо всяких усилий. И сейчас у меня просто язык не повернется что-то такое сказать — его во рту перекосит и ни звука не вырвется.

Как вы реагируете, когда слышите от ребенка мат? Ну, то есть как реагируете понятно, вопрос в другом — какова ваша аргументация? Почему ругаться матом плохо? (А не матом — можно?) Всю свою педагогическую жизнь работая с детьми математического класса, я привык к тому, что “математики” плохо воспринимают безапелляционные утверждения. Они, конечно, способны подчиняться и чаще всего не идут не конфликт, но общаться с ними на языке приказов не слишком эффективно. Зато они очень восприимчивы к разумным объяснениям.

Нельзя играть? Хорошо, не будем. А почему нельзя?

Нельзя ругаться матом? Это плохо? Не будем. А почему плохо?

Я обычно объясняю детям свою позицию следующим образом. К мату как таковому вы можете относиться, как вам угодно. В пустой комнате вы вольны петь, плясать, материться, если угодно, — это ваше суверенное право. Материться же в общественном месте плохо потому, что есть люди, которым неприятно слышать мат (факт наличия таких людей — объективный, с ним никто не спорит). Почему — их личное дело, вас это не касается. В любой ситуации надо стремиться не создавать неудобства окружающим. Это также не подвергается сомнению. Поскольку в общественном месте рядом с вами в любой момент времени могут оказаться люди, которые не желают слышать слова из некоторого известного множества, материться не следует.

К вопросу о… Согласитесь, было бы логичнее проиллюстрировать этот текст обложкой первого тома. Но сделать это не представляется возможным именно потому, что ее “текстовый дизайн” наверняка не всем понравится

В описанную логику, как мне представляется, укладываются и другие аспекты, связанные с матом. В частности, использование мата в литературных произведениях мне представляется допустимым. Если для вас лично подобные произведения неприемлемы — не читайте. На мой (далеко не бесспорный!) литературный вкус, наличие или отсутствие мата само по себе никак не влияет на литературное качество. Я знаю достаточно примеров хороших (на мой вкус) книг с нехорошими словами. Знаю и множество противоположных примеров.

Таков мой рецепт убеждения детей в том, что не следует материться налево и направо.

Се. Ль. Островский

TopList