Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №9/2009


Началка

Проектно-исследовательская деятельность с использованием ИТ в начальной школе

В настоящее время большую популярность приобрела проектная деятельность с учащимися, которая реализуется как учителями-предметниками, так и педагогами дополнительного образования. Многими специалистами отмечается большая роль проектной деятельности как средства осуществления межпредметных связей. Зачастую в рамках уроков, стоящих в сетке расписания, достаточно сложно выделить время на работу с проектом, тем более с индивидуальным. Поэтому нередко проектная деятельность переносится в систему дополнительного образования.

Если говорить о характере проектов, то чаще всего работы учащихся носят реферативный, описательный характер. В них ощущается недостаток исследовательского компонента. Не будем утверждать, что организация исследования по выбранной теме — дело простое. От педагога требуется немало усилий и знаний. Если говорить об основной и старшей школе, то, при наличии грамотного научного руководителя, придать проекту черты исследовательской работы вполне возможно. Педагогу есть на чем строить работу: учащийся в некоторой мере владеет приемами сбора информации, ее анализа, отбора необходимого материала, может сделать вывод на основе изученных данных и многое другое. Хорошо, если проект взялся выполнять мотивированный учащийся, четко представляющий, с какой целью он исследует данную проблему, что хочет показать своей работой, какой ожидает результат. Провести проектную исследовательскую работу с учащимися начальных классов куда как сложнее. Возникает много трудностей: начиная с выбора темы и заканчивая оформлением результатов. В этой статье описан опыт организации и проведения проектной работы с учащимися начальной школы и некоторые проблемы, с которыми пришлось столкнуться.

В нашей прогимназии есть кружок “Общество юных ученых-исследователей”, в котором занимаются учащиеся 3–4-х классов. В своей работе мы не пытаемся добиться от ребенка выполнения полноценного исследовательского проекта, наша цель в большей степени научить выполнять те операции, которые в дальнейшем будут востребованны при выполнении серьезных работ: учим искать, отбирать материал из различных источников, ставить вопросы и искать ответы на них, проводить сравнение и т.д. Наряду с этим учащиеся учатся работать с текстовым процессором Word, с web-браузером Internet Explorer. Результатом этой работы является папка проекта, которая может содержать текст исследования, рисунки, словарь новых слов, кроссворд, поделки, макеты и т.д.

В основном проектная деятельность включает в себя следующие этапы и формы работы.

Этап 1. Выбор темы проектно-исследовательской работы

Чаще всего тема индивидуального проекта учащегося связывается с темой классного проекта, либо с изучением экспонатов нашего школьного музея крестьянского быта “Бабушкин сундук”, либо выбрана ребенком по его инициативе. Важно, чтобы родители и классный руководитель были в курсе того, что ребенок начинает серьезную работу, и были готовы продолжать помогать ему в этом.

Многими педагогами высказывается мысль о том, что именно в младшем школьном возрасте важно выявлять и развивать познавательный интерес. Существующая познавательная потребность, как пишет А.К. Дусавицкий, должна быть удовлетворена, наполнена каким-то содержанием. По словам С.Л. Рубинштейна, “…выявлять интересы детей к тем или иным видам умственной деятельности можно с младшего школьного возраста”. На мой взгляд, проектно-исследовательская форма работы позволяет выявить познавательные интересы, активизировать умственную деятельность, удовлетворить потребность в познании1.

Этап 2. Формулировка цели исследования

После выбора темы работы хорошо бы обсудить с ребенком основную идею, краткое содержание его будущей работы, какие вопросы можно раскрыть. Это поможет подойти к формулировке цели исследования (для чего начинаем исследование?). Важно, чтобы ребенок уловил главную мысль, а сформулировать ее поможет руководитель.

Этап 3. Обзор возможных источников информации

Необходимо показать учащемуся возможные источники получения сведений: энциклопедии, словари, справочники, тематические издания, публицистические журналы, web-сайты, схемы, рисунки, макеты и т.д. На этом этапе ребята учатся искать статьи в Интернете, копировать подходящие фрагменты в текстовый документ, сохранять картинки. Для освоения данных операций достаточно подготовить ряд заданий и разобрать их совместно с детьми. Например, запустить Internet Explorer, открыть страницу поисковой системы, ввести запрос на поиск (это может быть любой запрос), просмотреть найденные страницы, открыть программу Microsoft Word, выделить фрагмент текста на странице в Интернете, скопировать и вставить в текстовый документ. Здесь же можно показать, как удалить ненужный фрагмент текста. Аналогично можно поработать и с поиском и копированием, сохранением картинок. На подобную работу может уйти 2–3 занятия. Это достаточно непростые операции, но освоить их необходимо. И учащиеся 3–4-х классов на своем уровне достаточно быстро их осваивают.

Этап 4. Сбор материалов по теме проекта

Работу по сбору материалов не стоит полностью предоставлять ребятам. Для них пока что это довольно непростая задача. Вместе с ребенком составляем список вопросов, на которые необходимо найти ответы, чтобы раскрыть тему и достичь цели исследования. Таким образом, намечается план исследования, логика раскрытия темы. Ребенку сложно самостоятельно увидеть структуру своего исследования, и требовать от него составления плана работы — это, на мой взгляд, опрометчиво и бессмысленно. Далее сов­местно отбирается материал по теме проекта, распечатывается, копируется из Интернета, при необходимости ксерокопируется или выписывается отдельно, т.е. собирается банк материалов. На этом этапе закрепляются навыки работы с текстовым документом и материалами Интернета, которые были освоены на предыдущем этапе, хотя помощь учителя все равно требуется достаточно часто.

Этап 5. Изучение, анализ материала. Поиск ответов на вопросы

Учащийся в течение нескольких занятий читает, рассматривает рисунки, схемы, изучает набранный материал. После этого мы начинаем “сортировать” материал, в зависимости от того, на какой пункт плана в нем содержится ответ. Далее детально работаем с каждым разделом-пунктом. Выделяем в тексте нужные предложения, разбираемся с непонятными словами, переформулируем их, выписываем ответы, подбираем иллюстрации. Пробуем пересказать какие-то части текстов так, чтобы самому хорошо был понятен смысл рассказанного. Иногда из большого количества подобранного материала необходимо выбрать только главное, в этом случае надо дать возможность ребенку самостоятельно написать 10–15 осознанных предложений на основе того, что он прочитал. Ценность такой работы не в ее объеме и красоте изложения, а в том, что ребенок научится видеть главную мысль, отбирать нужный материал, который приведет его к ответу на вопрос исследования.

Этап 6. Формулировка исследовательской проблемы

В ходе изучения материалов так или иначе можно выйти на какую-либо исследовательскую проблему. Можно увидеть различие в том, как было раньше и как сейчас, и провести сравнение, увидеть наличие экологической, социальной проблемы и предложить варианты ее решения, изучить, как наследие прошлого повлияло на современное положение, и т.д. Например, при работе с темой “Заповедные зоны Московской области. Завидово” ребенок обратил внимание на то, что в Интернете масса объявлений о продаже земель на территории заповедника. Мы решили в своей работе озвучить этот факт и предложить меры по спасению обитателей Завидово. Это стало проблемой исследования.

Этап 7. Оформление результатов

Далее мы приступаем к созданию итогового текстового документа. Создаем документ-заготовку, содержащий пункты “цель исследования”, “проблема исследования”, вопросы исследования, которые мы обозначили в плане. Задача ребенка — записать найденные им ответы на вопросы плана. По возможности ребенок сам набирает текст ответа, что-то копируется из найденных ранее статей. Задача учителя в дальнейшем — проверить грамотность формулировок, орфографию, может быть, добавить логические переходы. Когда материал готов, то форматирование документа лучше делать учителю, поскольку для учащихся это пока сложная операция. В данный документ ребенок добавляет найденные иллюстрации, схемы.

 Очень хорошо, если ребенок выполняет рисунки и аппликацию на бумаге, делает иллюстрации или анимацию в компьютерных графических средах, например, в ЛогоМирах. Хорошо, если ребенок во время работы над проектом собирает словарик новых слов и записывает их значение. Еще мы стараемся подобрать по теме нашего исследования различные пословицы, поговорки, загадки, стихи, фотографируем процесс работы, макеты, сделанные учащимися. Все это тоже входит в папку проекта. Разнообразие форм работы и способов оформления результатов делает занятия интересными и привлекательными для учащихся.

Данный этап завершается формированием папки проекта, содержащей все результаты работы.

Этап 8. Подготовка к защите и защита проекта

Данный этап заключается в том, чтобы создать презентацию к защите (это готовит руководитель), подготовить текст выступления2. Задача — раскрыть не только содержание проекта, но и рассказать о том, как он выполнялся. Естественно, что до защиты могут быть готовы не все работы. Может получиться и так, что работа закончена, но она не настолько качественно сделана, чтобы представлять ее на всеобщую оценку (она может быть не так оценена, как ожидал ребенок). Тем не менее важно, чтобы каждый ребенок имел шанс рассказать о своем исследовании, поэтому сначала проводится защита проектов в рамках кружка, а лучшие работы представляются на школьный конкурс индивидуальных проектов. Сам конкурс — это, с одной стороны, настоящий праздник, а с другой — серьезное мероприятие. Оно проходит в торжественной обстановке в актовом зале, приглашаются родители, одноклассники, учителя. Выступающий рассказывает о своей работе, демонстрирует папку проекта, созданные макеты и т.д. Ребенок получает возможность учиться выступать на публике, свободно рассказывать о своей работе, отвечать на вопросы, задаваемые членами жюри. По результатам выступления в нескольких номинациях выбираются лучшие работы, авторы которых получают грамоты. Остальные учащиеся получают сертификаты участников. Такой подход позволяет положительно оценить работу каждого.

Конечно, у каждой работы есть обратная сторона. В данном случае требуется большая работа со стороны руководителя проекта, но эти усилия не пропадут даром. Большую помощь в этом случае может оказать и оказывает классный руководитель, поскольку он имеет больше возможностей работать с ребенком, он проводит с ним больше времени. Очень приятно, когда посильное участие в проекте принимают родители, помогают с подбором материала, создают макет, вместе с ребенком делают коллаж и т.д.

Наша прогимназия с 2000 года работает в рамках ГЭП “Развивающая среда начальной школы”, и за эти годы проектная форма работы хорошо себя зарекомендовала и с каждым годом привлекает все больше желающих участвовать.

Как определяет Н.Ю. Пахомова, “Учебный проект, с точки зрения учащегося, — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат”3. На мой взгляд, такая форма работы весьма оправдывает себя.


1 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр “Академия”, 1999.

2 В настоящий момент я пробую обучить ребят азам создания компьютерной презентации, чтобы в перспективе они могли применить эти знания при работе с другими проектами. Обучение в гимназии, куда в дальнейшем переводятся наши ученики, также предполагает проектную деятельность по разным предметам. И проекты часто сопровождаются созданием компьютерной презентации.

3 Лагранж И.Е. Новые педагогические технологии на пути к ученическому проектированию. / ГОУ СОШ № 228, Москва. (Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей. / Под ред. Пахомовой Н.Ю. М.: МИОО, 2005.)

Е.. Ю.. Кузнецова

TopList