Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №9/2009


В мир информатики
Задачник

Ответы, решения, разъяснения

Уважаемые читатели!

У газеты-вкладки “В мир информатики” появился свой электронный адрес: vmi@1september.ru.

к заданиям, опубликованным в газете
“В мир информатики” № 119 (“Информатика” № 1/2009)

1. Задача “У кого какая профессия?”

Ответ: Корнилов — врач, Джаганян — милиционер, Марченко — инженер, Семеновский — парикмахер.

Правильные ответы представили:

— Антонова Валерия, Жерякова Ольга и Прилуцкая Валентина, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Арустамян Елизавета, Ватьян Марина, Гревцова Галина, Керимова Сойби, Кучикаева Маргарита, Меленчук Алина, Мусаева Роза, Ремизова Олеся, Тагирова Алина, Тараскина Арина, Тулесова Диана и Шиппер К., г. Астрахань, школа № 33 им. Н.А. Мордовиной, учитель Лепехина С.М.;

— Асфандияров Ильнур, Республика Татарстан,
г. Бавлы, гимназия № 4, учитель Шафиков Н.Р.;

— Безуглова Надежда, Центр образования “Каразей”, Иркутская обл., Куйтунский р-н, учитель Глазунова Е.В.;

— Бекезина Кристина, Вадьковская средняя школа, Брянская обл., Погарский р-н, учитель Цыганкова И.Ю.;

— Бондур Анастасия, Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, г. Сургут, школа № 46, учитель Бондур Н.Г.;

— Газаров Давид, г. Ярославль, школа № 33, учитель Ярцева О.В.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

Галушкова Карина, поселок Надвоицы, Республика Карелия, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;

— Дунаева Анна, Сараева Юлия и Стукалова Кристина, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 1, учитель Орлова Е.В.;

— Виноградова Анастасия, Ефимов Михаил, Курносова Кристина, Междинова Гульнара, Нелюбин Дмитрий, Спирова Алена и Царева Анастасия, г. Сегежа, Респуб­лика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Иванов Спиридон и Максимов Борис, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Землянский Виталий, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Каганович Мария, г. Красноярск, школа № 11, учитель Латынцева Е.В.;

— Катышева Елизавета, Синицын Никита, Тананаева Анастасия, Тананаева Ксения и Шмуляев Андрей, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Марасова Александра, Уховская средняя школа, Иркутская обл., Куйтунский р-н, учитель Зверинцева Л.В.;

— Мушинская Регина, средняя школа села Чеботариха, Иркутская обл., Куйтунский р-н, учитель Денеко Т.М.;

— Родин Иван, Суроватихинская средняя школа, Нижегородская обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова Т.В.;

— Рублевский Никита, Центр образования “Возрождение”, Иркутская обл., Куйтунский р-н (фамилия учителя в письме не указана);

— Скоблин Константин, средняя школа села Тегульдет Томской обл., учитель Калмыкова Л.А.;

— Фуфыгин Алексей, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;

— Якшибаев Эдуард, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 12, учитель Горшкова Н.А.

Предлагаем читателям решить другой вариант этой задачи, в котором нужно определить профессию каждого из пяти человек с теми же фамилиями, если известно, что:

1) Корнилов и Джаганян — соседи и всегда на работу ездят вместе;

2) Джаганян старше Марченко;

3) Корнилов регулярно обыгрывает Семеновского в шахматы;

4) парикмахер на работу всегда ходит пешком;

5) милиционер живет не рядом с врачом;

6) инженер и милиционер встречались один раз — когда второй оштрафовал первого за нарушение правил дорожного движения;

7) милиционер старше врача и инженера.

2. Задача “Соревнования по бегу”

Ответ: первое место занял Вахтанг, второе — Борис, третье — Константин, четвертое — Юлий.

Правильные ответы прислали:

— Авдеев Александр, Герасенко Юлия, Засядько Александр, Качан Александр, Коренева Маргарита, Кузнецова Карина, Леонов Александр, Машкин Дмитрий, Нефедов Алексей, Никифоров Алексей, Попов Дмит­рий, Праслова Анжела, Родионова Ольга, Сизикова Полина, Старцев Александр, Трифонова Ксения, Трофимова Елена, Харитончик Игорь, Частиков Дмитрий и Шибков Максим, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Адамов Афанасий, Алексеев Денис, Ефремова Алгыстаана, Иванов Спиридон, Иванова Сайгына, Игнатьева Сахая, Игнатьева Ульяна, Киприянов Вячеслав, Кондратьев Леонид, Нестерова Диана, Олесова Анна, Олесова Наталья, Осинский Максим, Осипова Анастасия, Петрова Наталья, Тихонова Алина, Федорова Кристина и Федорова Снежана, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Анкудович Надежда, Воронина Анастасия, Лушникова Ксения, Нагорный Алексей, Обудённый Александр, Смирнова Маргарита, Смирнов Сергей, средняя школа поселка Дормидонтовка Вяземского р-на Хабаровского края, учитель Афиногенова Н.И.;

— Арустамян Елизавета, Ватьян Марина, Гревцова Галина, Керимова Сойби, Кучикаева Маргарита, Меленчук Алина, Мусаева Роза, Ремизова Олеся, Тагирова Алина, Тараскина Арина, Тулесова Диана и Шиппер К., г. Астрахань, школа № 33 им. Н.А. Мордовиной, учитель Лепехина С.М.;

— Безуглова Надежда, Центр образования “Каразей”, Иркутская обл., Куйтунский р-н, учитель Глазунова Е.В.;

— Бичёв Евгений, Василенко Константин, Панков Алексей и Рогозина Елизавета, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Вылка Татьяна, основная школа поселка Каратайка, Архангельская обл., учитель Безумова В.А.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

Галушкова Карина, поселок Надвоицы, Республика Карелия, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;

— Демидова Марина, Катышева Елизавета, Синицын Никита, Тананаева Анастасия и Тананаева Ксения, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Дунаева Анна, Сараева Юлия и Стукалова Кристина, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 1, учитель Орлова Е.В.;

— Замашной Владимир, средняя школа поселка Лермонтовский, Иркутская обл., Куйтунский р-н, учитель Банникова Е.П.;

— Зверинцев Евгений, Уховская средняя школа, Иркутская обл., Куйтунский р-н, учитель Зверинцева Л.В.;

— Каганович Мария, г. Красноярск, школа № 11, учитель Латынцева Е.В.;

— Комиссарова Софья, г. Ярославль, школа № 33, учитель Михайловская О.В.;

— Маевский Иван, Вадьковская средняя школа, Брянская обл., Погарский р-н, учитель Цыганкова И.Ю.;

— Мустафин Ренат, Республика Татарстан, г. Бавлы, гимназия № 4, учитель Шафиков Н.Р.;

— Мушинская Регина, средняя школа села Чеботариха, Иркутская обл., Куйтунский р-н, учитель Денеко Т.М.;

— Родин Иван, Суроватихинская средняя школа, Нижегородская обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова Т.В.;

— Рублевский Никита, Центр образования “Возрождение”, Иркутская обл., Куйтунский р-н (фамилия учителя в письме не указана);

— Скоблин Константин, средняя школа села Тегульдет Томской обл., учитель Калмыкова Л.А.;

— Сливко Иван, поселок Куйтун Иркутской обл., школа № 2, учитель Лаврентьева О.В.;

— Степаненко Олег, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.;

— Фуфыгин Алексей, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;

— Якшибаев Эдуард, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 12, учитель Горшкова Н.А.

3. Задача “Второй прогноз погоды”

Решение

Опишем методику решения задачи, которую предложил Саттаров Алмаз, Республика Татарстан, г. Бавлы, гимназия № 4, учитель Шафиков Н.Р. На основании условия задачи составим следующую таблицу:

В ней для каждой метеостанции поставим знак “+” в ячейках, которые соответствуют элементам ее полного прогноза. Так как по условию достоверные прогнозы каждой метеостанции подтверждаются показаниями хотя бы еще одной станции, то из таблицы следует, что достоверными могут быть следующие элементы прогноза: “дождь”, “гололед”, “безветренно”. Обведем знак “+” в соответствующих ячейках в кружочек:

Видно, что указанные элементы прогнозов не противоречат друг другу и что каждая метеостанция предсказала не более двух истинных прогнозов. Это значит, что именно они являются достоверными, и из четырех приведенных ответов подходит только первый: безветренно, дождь, гололед.

Кроме Алмаза Саттарова, правильные ответы прислали:

— Антонова Валерия, Жерякова Ольга и Прилуцкая Валентина, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Бекезина Кристина, Вадьковская средняя школа, Брянская обл., Погарский р-н, учитель Цыганкова И.Ю.;

— Вылка Татьяна, основная школа поселка Каратайка, Архангельская обл., учитель Безумова В.А.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Газаров Давид, г. Ярославль, школа № 33, учитель Ярцева О.В.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Дунаева Анна, Сараева Юлия и Стукалова Крис­тина, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 1, учитель Орлова Е.В.;

— Катышева Елизавета, Синицын Никита, Тананаева Анастасия, Тананаева Ксения и Шмуляев Андрей, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.

Новая задача “Третий прогноз погоды”

Четыре различных метеостанции дали прогноз погоды на завтра:

1-я — слабый ветер, гололед, снегопад, t = 0o;

2-я — ясно, безветренно, отрицательная температура;

3-я — гололед, t = 1o;

4-я — сильный ветер, снегопад, t ? 1o.

Известно, что каждая метеостанция может достоверно предсказать не более двух природных явлений (наличие осадков, температуру воздуха и др.), которые или не противоречат предсказаниям других станций, или подтверждаются хотя бы еще одной. Это означает, что завтра будет:

1) ясно, безветренно, t = 1o;

2) сильный ветер, снегопад, t = 0o;

3) снегопад, гололед, t = 1o;

4) ясно, гололед, t < 0o.

Какой вариант из четырех приведенных является достоверным? Ответ с обоснованием отправьте, пожалуйста, до 5 сентября.

4. Головоломки “судоку”

Правильные ответы прислали:

— Абдрашитова Регина, Республика Башкортостан,
г. Стерлитамак, гимназия № 5, учитель Пучкина С.А.;

— Антонова Валерия, Жерякова Ольга и Прилуцкая Валентина, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Бабкина Ксения, Васьков Владимир, Калядина Дарья, Петросян Артур, Романычев Павел и Фокин Дмит­рий, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;

— Батурина Мария, Габдрахманова Эльвира, Попов Виктор, Потапов Александр, Уткина Надежда, Чичинова Ольга и Яркова Марина, Куминская средняя школа, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Кондинский р-н, учитель Шишигина О.В.;

— Беспалов Владимир, Выползов Олег, Иванов Иван, Краснов Виктор, Солодов Дмитрий, Чудиновский Евгений и Шкарин Виктор, средняя школа села Средний Васюган, Томская обл., Каргасокский р-н, учитель Вторушина Н.А.;

— Бикбов Идель, средняя школа деревни Байгужино, Республика Башкортостан, Зилаирский р-н, учитель Сабитова А.Х.;

— Воднева Кристина, Суроватихинская средняя школа, Нижегородская обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова Т.В.;

— Гайнуллин Ильшат и Малихова Миляуша, Респуб­лика Татарстан, Актанышский р-н, село Актаныш, средняя школа № 2, учитель Ахметдинова Г.Р.;

Галушкова Карина, поселок Надвоицы, Республика Карелия, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;

— Гатауллина Гульназ, Шайхевалиева Лейла и Шхагошева Диля, Республика Татарстан, г. Бавлы, гимназия № 4, учитель Шафиков Н.Р.;

— Горбунова Екатерина и Рожкова Ксения, Респуб­лика Коми, г. Сыктывкар, МОУ “Лицей народной дипломатии”, учитель Гранаткина О.М.;

— Ефимов Михаил, Курносова Кристина, Нелюбин Александр, Спирова Алена, Царева Анастасия и Чурсина Наталья, Республика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Зарянова Линара, Султангулова Азалия, Султанова Розалия и Янбердина Гульнара, Республика Башкортостан, Абезлиловский р-н, село Аскарово, гимназия им. Тагира Кусимова, учитель Насырова Г.Р.;

— Иванов Спиридон и Максимов Борис, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Исаева Айгуль и Плотникова Екатерина, Респуб­лика Башкортостан, г. Уфа, гимназия № 3, учитель Галеева Д.М.;

— Исаева Анастасия, Калимуллина Ирина и Шамсуллина Альбина, Республика Татарстан, г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А.;

— Касаткина Н. и Тоцкая Е., г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Кащенко Андрей, Перешивкина Анастасия и Ромащенко Денис, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Мурдашева Лейсан и Хисматуллина Регина, Республика Башкортостан, г. Уфа, гимназия № 3, учитель Болдырева С.В.;

— Муштакова Татьяна и Сурков Александр, Вознесенская основная школа Красногвардейского р-на Оренбургской обл., учитель Гриднев А.Б.;

— Немцов Алексей и Петрушин Павел, Москва, школа № 15, учитель Пряхина Л.С.;

— Нечаев Анатолий, г. Слюдянка Иркутской обл., школа № 50, учитель Нечаева С.А.;

— Саттаров Максим, Республика Башкортостан,
г. Уфа, гимназия № 3, учитель Чувилина Н.А.;

— Скоблин Константин, средняя школа села Тегульдет Томской обл., учитель Калмыкова Л.А.;

— Федорова Надежда, г. Красноярск, школа № 11, учитель Латынцева Е.В.;

— Юнг Егор, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ, г. Сургут, школа № 46, учитель Чурилова Т.Г.;

— Юнусова Гузель, Республика Татарстан, г. Лениногорск, гимназия № 11, учитель Кашапова Р.Х.

Отметим ответ Надежды Федоровой, представившей последовательности нахождения каждого решения.

5. Задача “Мешки с фальшивыми монетами”

Ответы представили:

— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Максимов Борис, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Рублевский Никита, Иркутская обл., Куйтунский р-н, Центр образования “Возрождение” (фамилия преподавателя в письме не указана);

— Саттаров Алмаз, Республика Татарстан, г. Бавлы, гимназия № 4, учитель Шафиков Н.Р.;

— Царева Анастасия, Республика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.

Анализ решения задачи будет опубликован в новом учебном году. Здесь же повторим условие задачи: “Имеются 6 мешков с монетами. В некоторых из них все монеты фальшивые (они на 1 грамм легче настоящих). Как за одно взвешивание на чашечных весах, имеющих указатель разности весов на чашках, определить, в каких мешках монеты фальшивые, если известно, что фальшивые монеты не во всех мешках?” — и предложим читателям еще раз подумать над ее решением и прислать ответ в редакцию (до 5 сентября).


Правильный ответ на так называемую “задачу Корнея Ивановича Чуковского” представили Мубаракшин Ильнур и Соколович Инкера, Республика Татарстан, г. Лениногорск, гимназия № 11, учитель Кашапова Р.Х. Эти же учащиеся отгадали загадки, связанные с числом 12.

Губайдуллина Алия, ученица гимназии № 4 г. Бавлы, Республика Татарстан, учитель Шафиков Н.Р., в рамках выполнения задания, предложенного для самостоятельной работы в статье “Как выглядит кардиоида?”, получила изображения различных вариантов так называемой “улитки Паскаля”. Редакция решила наградить Алию дипломом. Поздравляем!

Кондеева Ольга, Курова Александра, Мухамедшина Рузалия и Попова Надежда, Республика Татарстан, г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А., прислали ответ на задачу “Сколько треугольников на рисунке?”.

Виноградова Анастасия, ученица школы № 5 г. Сегежа, Республика Карелия, учитель Меньшиков В.В., прислала ответ на задачи “Где находится принцесса?”, “Три очень умных попугая” и “Все десять”.

TopList