Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №14/2009


Только в номере
Лого-карнавал: опыт и плодотворные идеи

Предисловие к номеру газеты

Этот номер “Информатики” посвящен языку программирования Лого, Лого-средам и их использованию.

Призывы реформаторов перейти от “школы запоминания” к “школе мышления и деятельности” звучат давно, но до полной реализации таких идей еще, по-видимому, далеко. Во второй половине XX века появились две важнейшие педагогические концепции. Первая — “развивающее обучение”, намеченное Л.Выготским и разработанное Д.Элькониным и В.Давыдовым вне какой-либо связи с компьютерами. Вторая концепция — конструкционизм. Это направление разработано прежде всего Сеймуром Пейпертом (Seymour Papert, другой вариант написания — Симур Паперт).

Одной из основ конструкционизма является теория Жана Пиаже, которому принадлежит утверждение, что ребенок есть “зодчий собственного интеллекта”. Согласно этой теории, обучение — активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. Дети (и люди вообще) не получают идеи готовыми, а сами создают их. Основные понятия конструктивистского подхода: исследовательское учение, обучение через деятельность, экспериментирование, обучение через открытие.

К активной позиции конструкционизм добавляет идею того, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, конструктор Лего или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или окружающих. Конструкционизм противопоставляет себя инструкционизму. То есть такому процессу обучения, который сводится к передаче знаний от знающего к незнающему.

Конструкционизм предполагает, что для изучения ряда предметных областей (например, математики) недостаточно предоставлять учащимся возможность обследовать те или иные характерные или просто чем-то замечательные объекты и явления этой области. Необходимо создать специальную среду, которая могла бы увлечь человека и побудить его конструировать свои объекты.

С.Пейперт написал ставшую широко известной во всем мире книгу, она переведена на русский:

“Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи”. М.: Педагогика, 1989.

В книге анализируются способы формирования мышления детей и роль компьютеров в этом процессе. По мнению автора книги, компьютер может изменить характер учения — не чему-то определенному, а учения вообще — и сделать его более интересным, эффективным. А получаемые знания — более глубокими и обобщенными.

По сути дела, С.Пейпертом предложена концепция школы будущего, в основе которой лежат естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства. Автор книги не пытается переложить на компьютер функции учителя или учебника. Основная идея — это микромиры, представляющие собой некоторые модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации творит сам ребенок.

С.Пейперт — один из разработчиков языка программирования Лого, который появился на свет в 1967 году. По сути, Лого — это диалект языка ЛИСП (языка, используемого для решения задач в области искусственного интеллекта). Знаменитая Черепашка появилась в среде Лого не сразу, ее предшественником был робот, присоединенный к компьютеру и рисовавший на полу. Лого был создан не для обучения детей программированию, как думают многие. Скорее, он был создан для погружения детей в мир математики. Но не только. Для С.Пейперта компьютер и Лого-среда — это в первую очередь средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер.

Благодаря работам С.Пейперта и его блестящему дару популяризатора Лого получил очень широкое распространение и популярность. За прошедшие годы по всему миру появились десятки Лого-сред, созданные последователями Пейперта.

Однако именно как язык программирования Лого так и не был оценен по достоинству. Большинство учителей, обучавших языку Лого шести-семилетних детей, никогда сами так и не овладели полностью возможностями этого языка.

Брайан Харви, разработчик одного из диалектов Лого — UCBLogo и автор трехтомного труда Computer Science Logo Style (The MIT Press, 1997), писал:

“Язык Лого стал жертвой собственной популярности в начальной школе. Он приобрел репутацию примитивного языка для младенцев. [...] В своем большинстве книги по Лого достаточно примитивны, в них достоинства языка сводятся к возможности создания привлекательных картинок”.

Сообщество ученых, педагогов, учителей, инженеров — специалистов, проникнувшихся образовательными идеями Лого, образовали Ассоциацию Евролого. С 1997 года один раз в два года проводится конференция Евролого (http://www.eurologo.org/) в разных городах Европы. Один из авторов этого выпуска, Ирина Николаевна Кузнецова, была участником очередной конференции в 2007 году. Вот что она рассказала о ней:

“На конференцию приезжают представители со всего мира — из США, Бразилии, Канады, Китая, Японии, список можно долго продолжать...

Представители России часто принимали участие в этих конференциях. Мне довелось принять участие в Еurologo-2001 в Австрии (Линц) и в Еurologo-2007 в Словакии (Братислава).

Каждая конференция поражала энтузиазмом и увлеченностью участников. Споры и обсуждения не заканчивались на заседаниях, мастер-классах, “круглых столах”, а продолжались в гостинице, на экскурсиях, затягиваясь нередко за полночь...

Были представлены страны: Словакия, Литва, Греция, Великобритания, Мексика, Чехия, Португалия, Франция, Венгрия, США, Польша, Австрия, Япония, Южная Корея, Россия, Италия, Норвегия, Болгария, Бразилия, Финляндия, Германия.

Были представлены разные варианты Лого-сред. Из широко распространенных — MicroWorlds, Imagine, ЛогоМиры, Starlogo, ComeniusLogo, MSWLogo, USBLogo, NetLogo...

Итальянцы показали развитие Лого-машины на Java. Японцы сделали свой вариант Лого.

Были показаны разнообразные Lego программные среды, проведены мастер-классы с программируемыми кубиками NTX.

В разных странах среды Лого применяются для обучения дошкольников, школьников, студентов.

Несколько докладов были посвящены идеям объектно-ориентированного программирования и параллельным процессам, реализованным в среде Лого. Организаторы конференции пригласили человек 20 литовских учителей и в рамках конференции провели для них курсы. Прекрасная идея, между прочим. Молодые учителя несколько дней “поварились” в творческой атмосфере любителей Лого”.

Ал. Ге. Юдина

TopList