|
|||||
Изучение информатики или подготовка к ЕГЭ?
Дополнения к материалам 2008/2009 учебного годаИтак, мы работали по программе и по учебникам “пермской версии” И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера. Основными изученными темами были: · Информация, · Информационные процессы в системах, · Информационные модели, · Программно-технические системы реализации информационных процессов. До начала учебного года захотелось просмотреть задания (по рассмотренным темам), которые предлагают другие авторы, “не прозвучавшие” в этих заметках. Помните первые оценки диска «Репетитор-2009 по информатике “Кирилла и Мефодия”»? Чтобы уточнить свои первые впечатления, начала более подробно просматривать предлагаемые задания, примериваясь к тому, чтобы можно было использовать найденные задания на повторение. Тема “Системы счисления”Приведу задачи или идеи, которые не требуют длинных вычислений, но требуют знания базовых правил перевода и некоторых соотношений. При этом формулировки их не скучны. Тексты заданий были преобразованы, если задание оказывалось объемным. 1. Определите рисунок, который получится в результате перевода каждой точки в десятичную систему счисления, отметки ее на координатной плоскости и соединения с предыдущей точкой. Ответ: для примера приведено начало имени Walle-E (героя мультфильма). Можно поручить ребятам продолжить заполнение таблицы по своему рисунку. Пустые столбцы означают переход к новой точке (без рисования линии). Суть задания соответствует первой осваиваемой процедуре: переводу чисел из произвольной системы счисления в десятичную, в данном случае из двоичной. Выполнив подобное упражнение, невозможно не усвоить соответствие всех чисел от 1 до 8 и их двоичных кодов. А ведь это база! Какие могут быть “вариации на тему” этой идеи? Например, взять слово или изречение. Каждой букве поставить в соответствие номер, закодированный двоичным кодом. Здесь закодировано русское написание имени робота. Конечно, при повторении можно поработать в варианте “Кто первый?” и большие повторяющиеся числа заменять операцией сложения или умножения. Например, вместо 10002 написать 112 + 1012. 2. Возраст работников предприятия составляет 101112, 238, 1916, 408, 110112. Определить средний возраст работников в десятичной системе счисления. Ответ: 26,2. Пример удачной “одежки” тренировочного задания. Примеров у нас, учителей, накоплено много. А это — вариант сюжетного задания. Для повторения понятия алфавита системы счисления и операции сложения — несложные задачи: 3. В группе обучаются 200х студентов: 33х юношей и 101х девушек. Определите основание системы счисления. Ответ: 4. 4. В областной олимпиаде по информатике участвовало 54 девочки и 13 мальчиков, всего 100 человек. В какой СС это записано? Ответ: 7. Что самое важное в этих заданиях?
Подобрать числа, дающие “десяток” при сложении.
Например, 258 + 338 = А вот симпатичный пример на вычитание, оцените: 5. Вычислите разность чисел, записанных в восьмеричной системе счисления: 53 и 45. Ответ: 68. Прекрасный повод показать технологию “заема” из соседнего старшего разряда при невозможности вычитания, т.е. при вычитании большего числа из меньшего. Интересной показалась вот такая форма задания. Опять-таки для начального этапа: перевода десятичных чисел в двоичные. 6. Переведите заданные десятичные числа в двоичные. Ответом является число, получившееся в выделенной строке. Ответ: 110110. Форма задания (таблица), кроме значений чисел, косвенно показывает разницу в длине кода чисел различной величины. И тот факт, что не слишком большое число 121 имеет столь длинную запись, вполне наглядно. А “кроссвордная” подсказка в виде длины в клеточках — небольшой положительный момент, придающий уверенность в верности ответа :). Поэтому дорисовывать прямоугольник до “правильной” формы не стоит! Конечно, неверное количество клеточек на картинке у авторов “смазывает” впечатление. Но не совсем обычная форма задания “перевешивает” этот огрех. Еще одна задача по теме, чуть сложнее — на соотношение и взаимосвязь различных систем счисления. 7. Определите значение X в восьмеричной системе счисления: X = B16 + 1112 * 28. Ответ: 318. Для того чтобы получить верный ответ, пришлось подумать: в тексте последний сомножитель был записан как 28. Обидно! 8. Сколько единиц в восьмеричной записи десятичного числа 654,0625? Ответ: 2. Хорошее задание на знание и понимание правил перевода дробного десятичного числа с ненулевой целой частью. Действий выполнять приходится не много: два деления и одно умножение. Результат перевода: 116,58. Хорошие задания, их немного, выполнять их не скучно, а фактически основные моменты по теме можно на них повторить! А если бы ученик решал их самостоятельно, дома? Там, где есть опечатки, неточности, скорее всего докапываться до того, “как должно быть”, не будет, пропустит, значит, не прорешает :(. Тема “Единицы измерения информации”9. Сколько рисунков 10 ґ 10 см уместится на флэш-карте, если ее объем 781,25 Мб, а 1 кв. см содержит 800 точек, каждая точка кодируется восемью битами? Ответ: 10 240. Конечно, на флэш-карте рисунки не умещаются, а хранятся в памяти карты :), а вот расчет удобный, поскольку информационный объем одного рисунка составляет 78,125 Кб. 10. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 143 564,8 бит/с. Через данное соединение передают файл размером 0,7 Мб. Определите время передачи файла в секундах. Ответ округлите до целого числа. Ответ: 41. Работая с диском, задание можно выполнить, используя калькулятор. Однако в экзаменационных условиях это невозможно. Поэтому необходимо не только уметь правильно считать вручную “в лоб”, но и пытаться находить оптимальные варианты счета, развивать умение “видеть” кратные величины. В этой задаче расчетную формулу удобно привести к виду: 56*1024*1024/1435648. Далее, сократив знаменатель на 1024, получим менее сложное выражение: 56*1024/1402. И если уж быть последовательной, то вот задание “с мотивом” на единицы измерения. 11. Ресурсы человеческого мозга рассчитаны на переработку информации со скоростью 16 бит/сек. Какое приблизительно количество информации перерабатывает студент за время 5-летнего обучения в университете, посвящая обучению 10 часов каждый день (за исключением субботы и воскресенья), если в учебном году 40 недель? Ответ дать в байтах. Ответ: 2*60*60*10*5*40*5 байт. Задание на студенческую перспективу :), на аккуратность в чтении условия и в записи сомножителей. Следующая задача относится к соотношению количества информации и вероятности. В прошедшем году мы не касались этой темы в явном виде. Этот аспект в учебнике не рассмотрен. Речь шла только о равновероятных событиях. Однако мы решали задачу о яблоках и грушах, помните (см. № 1/2009)? Она не вписывалась в общую систему задач, и мы решили ее искусственно, выделяя “равновероятные” группы. Вот какая задача есть на диске. 12. В коробке находятся кубики трех цветов: красные, желтые и зеленые. Желтых в 2 раза больше, чем красных, зеленых на 6 больше, чем желтых. Сообщение о том, что из коробки случайно вытащили желтый кубик, содержит 2 бита информации. Сколько было зеленых кубиков? Ответ: 10. Обозначив, например, за Х
количество красных кубиков, получим, что желтых
было 2*X, зеленых — 2*X + 6, а всего — 5*X
+ 6 кубиков. В соответствии с формулой
зависимости количества информации (i) от
вероятности события (p): i = log2(1/p) =
2, получаем, что p = 1/4. С другой стороны,
вероятность вытаскивания желтого кубика равна 2*X/(5*X
+ 6). Из этих соотношений находим, что Думаю, что можно повторно обратиться к задаче о яблоках и грушах: пояснить смысл вероятности и привести формулу расчета. Ведь для равновероятных событий у нас есть “главная”, по словам авторов учебника, формула информатики: N = 2i. Она преобразуется в используемую формулу, если справедливо соотношение p = 1/N. По условию яблок было 12, груш — 4. Таким образом, вероятность вытаскивания груши равна 1/4, соответственно, информативность подобного сообщения равна 2 битам. И все было бы хорошо, но ответ в задаче о кубиках был дан в программе иной: 12. Ну что же, “опять опечатка” :(. Далее пыл ознакомления с заданиями пошел на убыль: стали встречаться непростительные обороты типа: “ответ введите цифрой”, в случае, когда ответом являлось двузначное число. Или же дана блок-схема, по которой невозможно определить значение переменной, потому что верхняя граница цикла не определена. Или же требуется определить значение целочисленной переменной, а в вариантах ответа фигурируют величины: 0,9; 1,2; 0,8; 1,4. Привлекло задание для исполнителя Робот. Приведу условие в сокращенном варианте, с графическим вариантом записи команд. 13. Исполнитель Робот понимает и умеет выполнять команды: вверх (), вправо(), вниз(). Выберите последовательность команд, которая приведет Робота из начальной точки (внизу, слева) в конечную (вверху, справа). Очевидно, что ни один из предложенных вариантов: Повтори (5) раз [ ]Повтори (5) раз [ ]Повтори (6) раз [ ]Повтори (6) раз [ Ї Ї ]ответом не является. Если не менять картинку, то подойдет, например, такой вариант: Повтори (5) раз [ ] Полезное упражнение на циклы, поскольку требует выделения группы неповторяющихся команд. На алгоритмическую тему есть множество задач. Выбираю те, что визуально знакомы: исполнитель Кузнечик. 14. Исполнитель Кузнечик. Среда: экран компьютера. Система команд исполнителя: Вперед 3 — движение вперед на 3 шага. Определить алгоритм, позволяющий исполнителю Кузнечик переместиться из точки 0 в точку 216. Варианты ответов:
Ответ: 1. Это понятная задача. А вот со второй задачей для Кузнечика не разобралась. Приведу условие полностью, чтобы не было сомнений. 15. Исполнитель Кузнечик. Среда: экран компьютера. Система команд исполнителя: Вперед 3 — движение вперед на 3 шага. Какое минимальное количество шагов необходимо выполнить, чтобы получить из 0 число 729? Ответ в программе: 30. Но что означает получение числа 729? Прыгающему Кузнечику попасть на метку 729? Но тогда необходимо 243 прыжка. Складывать все числа, которые “попадались” Кузнечику по пути, и получить сумму 729? Или же составить число, побывав в точках с такими цифрами? Но поскольку в точке 7 Кузнечик побывать не может, а в точках 72 и 9 может побывать, то таким образом собрать необходимое число? Или просто здесь опечатка и числа напечатаны неправильно? А, кажется, поняла! Получить число 7290! То есть сначала попасть в точку 72, а потом в точку 90. Это и будет 30 шагов. Уф! С точки зрения поиска задач на составление простейших алгоритмов мне показалась привлекательной следующая задача. Очевидно, что деньги считать умеют все :(. Поэтому возьмем на вооружение такой сюжет. Конечно, игровой бизнес у нас не в почете, но в 11-м классе, думаю, можно использовать. 16. Игрок проиграл 300 рублей, после чего удвоил оставшиеся деньги. Затем он проиграл 600 рублей, после чего опять удвоил оставшуюся сумму. Когда он еще потратил 900 рублей, у него осталось 700 рублей. Сколько было денег вначале? Ответ: 1000 рублей. Помните, в прошлом учебном году мы говорили о таком способе решения задач, как решение от конца? Эта задача — типичный пример задания на использование метода “от конца”. Движемся с конца условия и выполняем обратные действия. Именно таким способом формируем запись: ((700 + 900)/2 + 600)/2 + 300 = 1000. То есть делаем все наоборот: движемся с конца, записываем действия, обратные тем, которые фигурируют в условии! Напоследок попалась задача, текст которой, возможно, вам знаком. Конечно, это не оригинальное, как указано на диске, задание, но все-таки… 17. Два парома постоянно курсируют между двумя берегами пролива. Отправившись одновременно навстречу друг другу, они встречаются в 720 м от ближайшего берега. Прибыв к противоположному берегу, каждый паром стоит 10 минут, чтобы дать сойти пассажирам и принять на борт новых людей, затем он отправляется в обратный путь. Паромы вновь встречаются в 400 м от другого берега. Чему равна ширина пролива? Первый вопрос: “При чем здесь информатика?” И только интерес к занимательным задачам позволяет сказать: “Будем считать это задачей на моделирование :)”. Если не решали — попробуйте! Можно составить систему уравнений и избавиться от неизвестных делением. Если не получится, можно поискать ответ в Интернете. Например, на таком достаточно известном ресурсе: http://arbuz.uz/z_nostalgi.html (под символическим названием “Ностальгия по арифметике”). Среди заданий на тему моделирования на диске встречаются задания с целевой функцией, даются условия объемных транспортных задач. Это не для нас. Возьмем более близкие и полезные задания для базового уровня. Вот, например: 18. Пусть каждый человек, узнавший новость, за 1 час оповещает об этом трех своих знакомых. Через t часов после появления новости количество людей, знающих ее, будет равно… Ответ: 4t. Возможен ответ в виде суммы 1 + 3 + 32 + … + 3t, если ввести дополнительное указание. Этот вопрос хорош тем, что должен вывести на обсуждение разных вариантов уточнения этой задачи: либо человек, узнавший новость, передает ее каждый час новым знакомым, либо он передает ее только 1 раз. Я бы предложила варианты ответов: 3t, 4t, t3, t4. И тогда можно обсуждать с детьми, какой ответ верен и почему. А вот еще одно задание по моделированию. Здесь используются рекуррентные формулы, т.е. строится алгоритмическая модель, модель действий. 19. Дана математическая модель: T(I + 1) = T(I) + 3; Ч(I + 1) = Ч(I) * 2. Определите задачу, которая отражает зависимость роста численности популяции от рождения и соответствует математической модели. Предлагаются 4 варианта, в каждом из которых факторы, приводящие к гибели клеток, не учитываются: 1) Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 части. Построить модель роста численности клеток через 3, 6, 9, 12, … часов. 2) Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 3 части. Построить модель роста численности клеток через 3, 6, 9, 12, … часов. 3) Одноклеточная амеба каждые 2 часа делится на 2 части. Построить модель роста численности клеток через 3, 5, 7, 9, … часов. 4) Одноклеточная амеба каждые 2 часа делится на 2 части. Построить модель роста численности клеток через 3, 6, 9, 12, … часов. Ответ: 1. Хорошая задача. И простая, и на понимание сути пошаговых действий. А если кто-то не понимал, то должно “дойти” :). При работе с диском обнаружился технический момент: при выводе пяти вариантов ответов я не сразу увидела полосу прокрутки и иногда тщетно пыталась найти верный ответ среди явно неправильных предложений (верный был “за пределами” экрана). Это, конечно, просчет проектирования самой программы. И, подводя итог более детального ознакомления с диском, теперь увереннее скажу детям, что для самостоятельной работы пользоваться им можно с большими оговорками и с предупреждением о вышеозначенных проблемах. Диск, по-хорошему, требует корректировки, “доводки” по содержанию. А за интересные задания с мотивировкой авторам спасибо! Но и указать перечень источников было бы справедливо. Настоящее и будущееПрошедшая августовская городская секция по предмету показала, что вопросы о ЕГЭ звучали практически в каждом выступлении. Озабоченность учителей понятна: в следующем году (если не вступят в силу дополнительные изменения) информатика, как вступительный экзамен, будет требоваться значительно чаще. Ведь в 2009 году вузам была дана возможность ограничиться тремя обязательными экзаменами, но только в этом году. И, несмотря на работу с детьми по базовому курсу и официально объявленную “профильность” экзамена, разве может учитель сказать, что проблема вступительного экзамена — проблема только ученика, что мы обеспечиваем выполнение стандарта и тем самым выполняем свою миссию? Думаю, что справедливо было бы считать ориентиром положительной отметки по предмету в школе 50% освоения курса на базовом уровне. Действительно, только ориентиром, поскольку школа имеет право на оценку достижений ученика с учетом его личных успехов и старания. В том числе личных достижений относительно самого себя. При этом ориентир заданий ЕГЭ все-таки задавал бы учителю некий общий знаменатель и необходимое единство требований по предмету в рамках российской школы. То есть выверенность заданий в соответствии с тем или иным уровнем обучения была бы значительной помощью учителю в его работе. Этот ориентир мог бы являться частью школьной процедуры оценивания — оценивания знания теории, а также практического использования знаний по предмету. Однако название предмета — “Информатика и информационно-коммуникационные технологии” говорит само за себя. Поэтому с точки зрения формы оценивания достижений детей это могут быть и тест, и контрольная работа, и реферат, и презентация, и практическое задание по освоению той или иной технологии или работе с “железом”. А вот вступительный экзамен — это стандарт и совокупность требований в абсолютном измерении. И это понятно. На вступительном экзамене абитуриент должен показать достаточный для обучения в вузе уровень знаний. Ах, как хочется ясных, четких, полных и непротиворечивых формулировок в стандартах, программах и требованиях! Только давайте не будем забывать, что предмет наш весьма юн, и каждый из нас может поучаствовать в формировании его облика. Благо, современные технологии позволяют легко подключиться к этому процессу. Так не являемся ли мы сейчас свидетелями очень важного этапа становления информатики как школьного предмета? Перехода от предварительных ориентиров к конкретно формулируемым целям и задачам? Перехода от общих деклараций к определенности? К выработке конкретных требований по предмету? Н.. Д.. Шумилина | |||||