vmi@1september.ru
к заданиям, опубликованным в газете
“В мир информатики” № 123 (“Информатика”
№ 5/2009)
1. Задание “Числовой ребус в шестеричной
системе счисления”
Решение
Составим таблицу умножения в
шестеричной системе счисления:
Из нее видно, что квадрат числа-цифры У
оканчивается на такую же цифру, что и само число,
в трех случаях:
1) при У = 1;
2) при У = 3;
3) при У = 4.
В первом случае произведение
получается трехзначным, во втором — оно не
оканчивается на две одинаковые цифры. Третий
вариант подходит:
446 x 446 = 33446.
Правильные ответы прислали:
— Артемов Андрей и Бидник Алексей, г.
Волгоград, лицей № 9, учитель Широкова Л.В.;
— Баженов Виктор и Баженов Михаил,
средняя школа села Горелово Тамбовской обл.,
учитель Шитова Л.А.;
— Веселова Анастасия, Республика
Карелия, г. Медвежьегорск, школа № 2, учитель Лешукова
Н.М.;
— Гайсина Галия, Республика
Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Григоренко Василий, Григоренко
Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова
Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский
край, учитель Евдокимова А.И.;
— Деминцев Борис, средняя школа села
Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова
Л.И.;
— Загафуранова Айгуль, средняя школа
села Сейтяково Балтачевского р-на, Республика
Башкортостан, учитель Загафуранова А.Ф.;
— Иванова Анастасия и Ячевский Илья, г.
Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1,
учитель Мячина С.А.;
— Карасев Сергей и Шмуляев Андрей, г.
Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков
Ю.П.;
— Касаткина Наталья и Тоцкая
Екатерина, г. Заозерный Красноярского края,
гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;
— Кузнецов Денис, средняя школа села
Ириновка, Новобурасский р-н Саратовской обл.,
учитель Брунов А.С.;
— Кузьмичева Ольга, средняя школа села
Осиновка, Приморский край, Михайловский р-н,
учитель Пономаренко Г.И.;
— Лобода Александр, г. Старый Оскол
Белгородской обл., школа № 24, учитель Винникова
О.Е.;
— Мидинец Анастасия и Юнусова Гузель,
г. Лениногорск, Республика Татарстан, гимназия №
11, учитель Кашапова Р.Х.;
— Мирошников Евгений и Фоменков
Руслан, Ростовская обл., г. Миллерово, школа № 4,
учитель Потакова Л.И.;
— Мнацаканян Ашот, средняя школа
поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова
В.В.;
— Ромащенко Денис, Воронежская обл.,
поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя
Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова
М.Е.
2. Задача “Парламент острова
Ложно-Правдивый”
Ответ: в парламенте 51 лжец и 50 честных
депутатов.
Обоснование
Пусть в парламенте Ч честных
депутатов и Л лжецов (Ч + Л = 101). Тогда в
соответствии с высказыванием честного депутата Ч
– 1 < 50 (в новом составе честные составят
меньшинство). Следовательно, Ч < 51.
В соответствии с высказыванием
депутата-лжеца, Л – 1 50 (его высказывание о том, что Л – 1
оставшихся депутатов-лжецов составят
большинство из 100 депутатов, — ложное).
Следовательно, Л 51.
Два полученных неравенства
одновременно соблюдаются с учетом равенства Ч +
Л = 101 только при Л = 51 и Ч = 50.
Правильные ответы представили:
— Алюков Сергей, Врублевская Ирина,
Ерош Татьяна, Климентьев Владимир, Кузьмин
Евгений, Мельник Кристина, Митягин Александр, г.
Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка,
школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин
М.А.;
— Артемов Андрей, г. Волгоград, лицей №
9, учитель Широкова Л.В.;
— Баженов Виктор и Баженов Михаил,
средняя школа села Горелово Тамбовской обл.,
учитель Шитова Л.А.;
— Воеводин Максим и Доманюк Анна, село
Спасское Спасского р-на Приморского края, школа
№ 8, учитель Мирошник Л.В.;
— Гайсина Галия, Республика
Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Демидова Марина, г. Струнино
Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;
— Ласкин Артем, г. Воронеж, лицей № 2,
учитель Ласкина Н.Н.;
— Лобода Александр, г. Старый Оскол
Белгородской обл., школа № 24, учитель Винникова
О.Е.;
— Мнацаканян Ашот, средняя школа
поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова
В.В.
3. Головоломки “судоку”
Правильные ответы прислали:
— Абащенко Евгений, Кушакова Валерия и
Лебедева Валерия, г. Борисоглебск Воронежской
обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.;
— Алюков Сергей, Врублевская Ирина,
Ерош Татьяна, Климентьев Владимир, Кузьмин
Евгений, Мельник Кристина, Митягин Александр, г.
Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка,
школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин
М.А.;
— Артемов Андрей, Баев Анзор, Бидник
Алексей и Елфимов Евгений, г. Волгоград, лицей № 9,
учитель Широкова Л.В.;
— Баженов Виктор и Баженов Михаил,
средняя школа села Горелово Тамбовской обл.,
учитель Шитова Л.А.;
— Басангова Эльта, Республика
Калмыкия, Черноземельский р-н, гимназия поселка
Комсомольский, учитель Алхастова Э.Я.;
— Блохин Артем, Груздева Татьяна,
Киселев Александр, Кроваткин Альберт, Кузнецова
Татьяна, Полунин Михаил и Шмелева Ольга,
Скоробогатовская школа, деревня Сухоноска,
Ковернинский р-н Нижегородской обл., учитель Киселева
В.В.;
— Болинова Ольга и Санникова Марина,
Суроватихинская средняя школа, Нижегородская
обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова
Т.В.;
— Валиев Наим и Кулахметов Рашид,
средняя школа села Восточное Нижегородской обл.,
учитель Долгова Г.А.;
— Верхова Нина, Лепехина Наталья,
Поляков Виктор, Полянина Елена и Цаплина Ольга, г.
Астрахань, школа
№ 33 им. Н.А. Мордовиной, учитель Лепехина С.М.;
— Гайсина Галия, Республика
Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Галушкова Карина, Республика
Карелия, поселок Надвоицы, школа № 1, учитель Богданова
Л.М.;
— Гарифуллин Ильнур, Павлов Кирилл,
Ситракова Альбина и Шакиров Наиль, Республика
Татарстан,
г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А.;
— Голик Екатерина, Грибанова Дарья,
Катышева Елизавета, Кириллов Ярослав, Синицын
Никита, Тананаева Анастасия и Тананаева Ксения,
г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков
Ю.П.;
— Горбунова Екатерина и Мироненкова
Екатерина, Республика Коми, г. Сыктывкар, МОУ
“Лицей народной дипломатии”, учитель Гранаткина
О.М.;
— Гусева Варвара и Казанкова
Екатерина, г. Санкт-Петербург, г. Зеленогорск,
школа № 445, учитель Зорина Е.М.;
— Дуракова Маргарита, Маслова Валерия,
Тюсина Оксана и Ячевский Илья, г. Борисоглебск
Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина
С.А.;
— Загафуранова Айсылу, Ильтибаев
Ридаль и Сахапова Элина, средняя школа села
Сейтяково Балтачевского р-на, Республика
Башкортостан, учитель Загафуранова А.Ф.;
— Игошев Константин, ученик 1-го (!)
класса школы № 10 г. Ревда Свердловской обл.,
учитель Погуляй О.Д.;
— Касаткина Наталья и Тоцкая
Екатерина, г. Заозерный Красноярского края,
гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;
— Катанаев Дмитрий и Хотян Владислав,
Республика Коми, г. Печора, школа № 9, учитель Тырина
Л.В.;
— Кащенко Ирина, Сивцова Дарья и
Чернышова Алена, Белгородская область, г. Старый
Оскол, школа № 17, учитель Ликинцева И.В.;
— Клементьев Сергей и Хусаинов Азат,
Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22,
учитель Осипова А.А.;
— Кнышпель Михаил и Кузьмичева Ольга,
средняя школа села Осиновка, Приморский край,
Михайловский р-н, учитель Пономаренко Г.И.;
— Краснов Виктор, Малютин Дмитрий,
Мищенко Ирина, Рыськов Станислав и Солодов
Дмитрий, средняя школа села Средний Васюган,
Томская обл., Каргасокский р-н, учитель Вторушина
Н.А.;
— Курносов Иван, Республика Карелия, г.
Медвежьегорск, школа № 2, учитель Лешукова Н.М.;
— Курносова Кристина и Нелюбин
Александр, Республика Карелия, г. Сегежа, школа №
5, учитель Меньшиков В.В.;
— Лобода Александр, г. Старый Оскол
Белгородской обл., школа № 24, учитель Винникова
О.Е.;
— Максимов Борис, средняя школа села
Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха
(Якутия), учитель Яковлева М.Д.;
— Мидинец Анастасия и Юнусова Гузель,
г. Лениногорск, Республика Татарстан, гимназия №
11, учитель Кашапова Р.Х.;
— Мирзебалаев Расим, средняя школа
села Гильяр, Республика Дагестан,
Магарамкентский р-н, учитель Мирзебалаев А.И.;
— Мнацаканян Ашот, средняя школа
поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова
В.В.;
— Мурзагалиева Эльвира, Волгоградская
обл., Быковский р-н, село Солдатско-Степное
(другие сведения в ответе не указаны);
— Мустаева Алина, Плотникова
Екатерина и Шелякова Валерия, Республика
Башкортостан, г. Уфа, гимназия № 3, учитель Чувилина
Н.А.;
— Ромащенко Денис, Воронежская обл.,
поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя
Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова
М.Е.;
— Солоненко Анатолий, средняя школа
поселка Ук, Иркутская обл., Нижнеудинский р-н,
учитель Злыгостева С.А.
4. Компьютерная сказка
На вопрос, какие действия выполняются
при нажатии комбинаций клавиш, упомянутых в
сказке, правильно ответили:
— Воронина Елена, средняя школа аула
Адыге-Хабль, Карачаево-Черкесия, Адыге-Хабльский
р-н, учитель Попова Е.В.;
— Гайсина Галия, Республика
Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова
А.Р.;
— Загафуранова Айсылу, средняя школа
села Сейтяково Балтачевского р-на, Республика
Башкортостан, учитель Загафуранова А.Ф.;
— Катанаев Дмитрий и Хотян Владислав,
Республика Коми, г. Печора, школа № 9, учитель Тырина
Л.В.;
— Мубаракшин Ильнур и Соколович
Инкера, Республика Татарстан, г. Лениногорск,
гимназия № 11, учитель Кашапова Р.Х.
Компьютерную программу (на языке Си++),
с помощью которой можно получить на экране
изображение, напоминающее павлина, представил
Денис Слепцов,
г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1,
учитель Степаненко О.В. Как и было предложено
в газете, Денис рассмотрел и другие зависимости
между координатами, в результате чего на экране
получаются красивые изображения. Редакция
решила наградить Дениса дипломом.
Александр Лобода, ученик школы № 24 г.
Старый Оскол Белгородской обл., учитель Винникова
О.Е., по материалам статьи “Отгадывание
зачеркнутой цифры” разработал программу на
языке Си, с помощью которой можно
демонстрировать описанный в статье фокус. Он же
описал в письме “секрет” фокуса. Александр
также будет награжден дипломом. Поздравляем вас,
Денис и Александр!
Как изготовить коробку?
Имеется прямоугольный металлический
лист размером 80 x 50 см (см. рисунок ниже).
Чтобы изготовить из него открытую
сверху коробку, надо вырезать по углам листа
одинаковые квадраты и потом отогнуть четыре
“стенки”. Как получить коробку наибольшей
вместимости, если вырезать можно только квадрат
со стороной в целое число сантиметров?
Ответ получите, используя электронную
таблицу Microsoft Excel или разработав компьютерную
программу (на языке программирования, который вы
изучаете).
Деревья
Круглая поляна обсажена деревьями.
Алла и Кристина пошли вокруг поляны, считая
деревья. Они идут в одном направлении, но начали в
разных местах. Дерево, которое у Кристины было
седьмым, у Аллы было двадцатым, а дерево, которое
у Аллы было седьмым, у Кристины было 93-м. Сколько
деревьев растет вокруг поляны?
Расчетливый программист5
Программисты, как известно, люди
расчетливые :) — лишний раз из дома не выходят, а
если и выходят, то только тогда, когда накопится
сразу несколько дел, чтобы лишний раз не ходить. И
вот у одного программиста такой день настал. Он
вышел утром, а вернулся поздно вечером. За день он
переделал массу дел: в магазине “Компьютерный
мир” купил себе новую мышь взамен старой, провод
которой перегрызла его любимая ручная крыса,
купил корм для своей крысы в магазине “Животный
мир”, сходил к парикмахеру и получил денежный
перевод в местном банке. В какой день недели это
произошло, если известно, что банк работал во
вторник, пятницу и субботу, парикмахерские по
субботам и воскресеньям не работают, а магазин
“Животный мир” в четверг и пятницу был закрыт на
учет?
5 Задача предназначена для
учащихся начальной школы и учеников 5–7-х
классов.