|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответы, решения, разъясненияк заданиям, опубликованным в газете
|
Фамилия ученого |
Национальность (страна) |
Какой птицей интересуется |
Язык, на котором получил письмо |
О какой птице полученная статья |
Кукачка |
Чех |
Орел |
Датский |
Фламинго |
Кук |
Француз |
Фламинго |
Итальянский |
Клест |
Кокок |
Голландец |
Клест |
Испанский |
Лазоревка |
Кукен |
Датчанин |
Лазоревка |
Орел |
|
Кукуло |
Итальянец |
Пчелоед |
Немецкий |
|
Кукук |
Немец |
Ласточка |
Французский |
|
Кукило |
Испанец |
Проанализируем второй справа столбец. В нем остались “неиспользованными” два языка — чешский и голландский. Письмо, которое получил об орлах датчанин Кукен, могло быть написано на одном из них. В условии сказано, что если бы все научные труды пришли по нужным адресам, то никто не получил бы письмо на родном языке. Значит, если бы чех Кукачка получил статью о своих “любимых” орлах, то он бы получил письмо не на чешском, а на голландском. Значит, датчанин Кукен получил письмо на голландском языке, а испанец Кукило — на чешском.
Запишем в таблицу новую информацию:
Фамилия ученого |
Национальность (страна) |
Какой птицей интересуется |
Язык, на котором получил письмо |
О какой птице полученная статья |
Кукачка |
Чех |
Орел |
Датский |
Фламинго |
Кук |
Француз |
Фламинго |
Итальянский |
Клест |
Кокок |
Голландец |
Клест |
Испанский |
Лазоревка |
Кукен |
Датчанин |
Лазоревка |
Голландский |
Орел |
Кукуло |
Итальянец |
Пчелоед |
Немецкий |
|
Кукук |
Немец |
Ласточка |
Французский |
|
Кукило |
Испанец |
Чешский |
В последнем столбце остались “неиспользованными” три птицы — ласточка, пчелоед и еще какая-то, которой интересуется испанец Кукило.
Немец Кукук интересуется ласточками, но статью о них он не получил. Значит, ее получил либо итальянец Кукуло, либо испанец Кукило. И при этом письмо не должно быть на немецком. Значит, статью о ласточках получил испанец Кукило. Пчелоед достался не итальянцу Кукуло, им интересующемуся, а немцу Кукуку. Новая информация в таблице:
Фамилия ученого |
Национальность (страна) |
Какой птицей интересуется |
Язык, на котором получил письмо |
О какой птице полученная статья |
… |
… |
… |
… |
… |
Кукуло |
Итальянец |
Пчелоед |
Немецкий |
|
Кукук |
Немец |
Ласточка |
Французский |
Пчелоед |
Кукило |
Испанец |
Чешский |
Ласточка |
Итак, ответы. Статью, предназначенную для испанца Кукило, научный интерес которого — “еще какая-то птица” (J), получил итальянец Кукуло, и Кукило получил письмо на чешском. Ну а то, что любимая птица немца Кукука — ласточка, известно из условия.
Ответы прислали:
— Архипова Анастасия, Дармостук Татьяна, Ильясов Михаил, Кольцов Александр, Мануйлов Дмитрий, Медведок Виктор, Путкарадзе Натия, Титов Денис, Сергеева Елизавета, Чередник Юлия и Шевелей Роман, Красноярский край, г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;
— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;
— Баженов Виктор и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;
— Бычкова Ксения и Колупаева Анастасия, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;
— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;
— Галушкова Карина, Республика Карелия, поселок Надвоицы, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;
— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;
— Голик Екатерина, Катышева Елизавета,
Синицын Никита, Тананаева Анастасия и Тананаева
Ксения,
г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков
Ю.П.;
— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;
— Киселев Александр и Курнакова Марина, Скоробогатовская школа, деревня Сухоноска, Ковернинский р-н Нижегородской обл., учитель Киселева В.В.;
— Колмыков Максим и Ульянов Никита, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;
— Курносов Иван, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, школа № 2, учитель Лешукова Н.М.;
— Михайлов Александр, Владимирская обл., Вязниковский р-н, средняя школа деревни Буторлино, учитель Михайлова С.А.;
— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.;
— Шофеева Марина, средняя школа села Тегульдет Томской обл., учитель Калмыкова Л.А.
Отметим ответ Максима Колмыкова и Никиты Ульянова, разработавших презентацию PowerPoint, иллюстрирующую решение задачи.
3. Задача “Плюс-минус”
Ответы представили:
— Александрова Любовь, Дементьева Любовь, Кириллова Валерия и Хазов Филипп, г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина Г.В.;
— Алюханов Евгений, Исламов Максим, Самсонова Мария, Семенищева Евгения и Чернышева Лидия, Куминская средняя школа, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Кондинский р-н, учитель Шишигина О.В.;
— Аржаков Илья, Игнатьева Сахая, Игнатьева Ульяна и Осипова Наталия, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;
— Артюшенко Алексей, Байшев Алексей,
Дробизов Алексей и Колпаков Александр,
Красноярский край,
г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;
— Базанова Екатерина, Голик Екатерина, Катышева Елизавета, Синицын Никита, Тананаева Анастасия, Тананаева Ксения и Шульга Елена, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;
— Богатырев Максим, Васьков Алексей, Горбачева Дарья, Добрынина Людмила, Ермолаев Александр, Романычев Павел, Феклина Юлия, Фуфыгин Алексей и Чукарева Юлия, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;
— Валей Татьяна, основная школа поселка Каратайка, Архангельская обл., учитель Безумова В.А.;
— Гайсина Галия, Галимова Аэлита, Калугина Ксения, Кутлугаллямова Элина, Кучкаров Тимур, Малмыгина Валерия, Рахматуллин Артем и Скворцов Данил, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;
— Галушкова Карина, Республика Карелия, поселок Надвоицы, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;
— Герк Маргарита, Малева Наталья и Паньжина Екатерина, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;
— Дубровский Артем, Иванова Анастасия, Лутовинов Дмитрий и Ячевский Илья, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;
— Загафуранова Айсылу, Ильтибаев Ридаль, Сахапова Элина и Тастиева Эльза, средняя школа села Сейтяково Балтачевского р-на, Республика Башкортостан, учитель Загафуранова А.Ф.;
— Илюхина Елизавета, Ланева Олеся, Макарова Ксения, Мандрыкин Александр, Рыбакова Екатерина, Селихова Татьяна и Яшина Екатерина, г. Нижний Новгород, МОУ “Агнес”, клуб “Космос”, педагог Занозин Д.А.;
— Катанаев Дмитрий, Республика Коми, г. Печора, школа № 9, учитель Тырина Л.В.;
— Кондеева Ольга, Курова Александра и Мухамедшина Рузалия, Республика Татарстан, г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А.;
— Кулагин Павел и Миндалина Евгения, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;
— Литтау Алина, Лукьянова Мария, Телегин Дмитрий и Ян-Квансен Илья, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волкова Т.П.;
— Михайлов Александр, Владимирская обл., Вязниковский р-н, средняя школа деревни Буторлино, учитель Михайлова С.А.;
— Сердюк Анастасия и Степаненко Олег, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.;
— Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.;
— Соколович Инкера, г. Лениногорск, Республика Татарстан, школа № 8, учитель Кашапова Р.Х.;
— Шофеева Марина, средняя школа села Тегульдет Томской обл., учитель Калмыкова Л.А.
Наибольшее число правильных вариантов ответа (23!) представили Павел Кулагин и Евгения Миндалина. Инкера Соколович нашла 20 вариантов, Галия Гайсина — 19, остальные учащиеся гимназии № 18 г. Уфы — 17, Екатерина Базанова, Екатерина Голик и Елена Шульга — 5 вариантов. Учащиеся из Нижнего Новгорода (из школы № 77 и клуба “Космос”) представили 18 вариантов решения задачи.
4. Задача “Отец сына”
Ответ
Описанная ситуация возможна, когда два человека, о которых идет речь, это отец и мать одного сына (фраза “один из них” относится к матери — имеется в виду второй человек).
Ответы “отчим и мать”, “дедушка с внуком”, “отец и отчим” и др. — неправильные (приемного сына отчима называют “пасынок”). Приведенный в ряде ответов вариант “муж и жена” справедлив только в случае, когда они имеют общего ребенка.
Ответы прислали:
— Авакян Анна, Александрова Любовь, Воробьева Любовь, Дементьева Любовь, Ерёмичева Дарья, Кириллова Валерия, Ковыркина Лилия, Петряшова Ксения и Хазов Филипп, г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина Г.В.;
— Алаева Алена, Лалаев Тагрул, Мудряков Ярослав, Насыров Артур, Смирнов Алексей, Татарских Елена, Терехова Елизавета, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;
— Аржаков Илья, Игнатьева Сахая, Игнатьева Ульяна и Осипова Наталия, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;
— Архипова Анастасия, Дармостук Татьяна, Ильясов Михаил, Кольцов Александр, Мануйлов Дмитрий, Медведок Виктор, Путкарадзе Натия, Титов Денис, Сергеева Елизавета, Чередник Юлия и Шевелей Роман, Красноярский край, г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;
— Березовский Егор, Болдин Иван, Илюхина Елизавета, Ланева Олеся, Макарова Ксения, Мандрыкин Александр, Прилуцкий Руслан, Рыбакова Екатерина, Сапунов Максим, Селихова Татьяна и Яшина Екатерина, г. Нижний Новгород, МОУ “Агнес”, клуб “Космос”, педагог Занозин Д.А.;
— Богатырев Максим, Горбачева Дарья, Васьков Алексей, Ермолаев Александр, Романычев Павел, Феклина Юлия и Чукарева Юлия, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;
— Валей Татьяна, основная школа поселка Каратайка, Архангельская обл., учитель Безумова В.А.;
— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;
— Гнездов Юрий, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, школа № 2, учитель Лешукова Н.М.;
— Жуков Григорий, Корхов Александр и Нестеров Дмитрий, Москва, Центр образования № 1406 (школа для детей с нарушениями слуха), учитель Миронова А.А.;
— Катанаев Дмитрий и Хотян Владислав, Республика Коми, г. Печора, школа № 9, учитель Тырина Л.В.;
— Кондеева Ольга, Курова Александра и Мухамедшина Рузалия, Республика Татарстан, г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А.;
— Махнева Анна и Пучкина Елена, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, гимназия № 5, учитель Пучкина С.А.;
— Михайлов Александр, Владимирская обл., Вязниковский р-н, средняя школа деревни Буторлино, учитель Михайлова С.А.;
— Скоблин Константин, средняя школа села Тегульдет Томской обл., учитель Калмыкова Л.А.;
— Слепов Илья, Ульяновская обл., Мелекесский р-н, поселок Новоселки, Зерносовхозская средняя школа, учитель Мизюрёв А.И.
5. Задача “Шпионская история”
Публикуя это задание, редакция имела в виду решение, о котором Галия Гайсина, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18 (учитель Искандарова А.Р.), написала в своем письме: “Надо было ответить — 3, так как пароль — любое число, а отзыв — количество букв в нем”. Такой же ответ представили:
— Архипова Анастасия, Дармостук Татьяна, Ильясов Михаил, Кольцов Александр, Мануйлов Дмитрий, Медведок Виктор, Путкарадзе Натия, Сергеева Елизавета, Титов Денис, Чередник Юлия и Шевелей Роман, Красноярский край, г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;
— Баженов Виктор и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;
— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;
— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;
— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;
— Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;
— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.
Катышева Елизавета, Синицын Никита, Тананаева Анастасия и Тананаева Ксения, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11 (учитель Волков Ю.П.) предложили такой вариант отзыва — это первое нечетное число, которое получается при делении числа-пароля и промежуточных частных на 2. В том случае отзывом должно быть 25.
Сергей Карасев и Андрей Шмуляев из этой же школы (в прошлом учебном году — 11-классники) предложили другой метод решения данной задачи: пароль и отзыв — числа, записанные в восьмеричной системе счисления (вот что значит любить информатику! — :), а отзыв равен половине пароля. Этот метод иллюстрирует таблица:
Пароль в восьмеричной системе |
Пароль в десятичной системе |
Делим на 2 |
Отзыв в восьмеричной системе |
26 |
22 |
11 |
13 |
22 |
18 |
9 |
11 |
100 |
64 |
32 |
40 |
Из нее видно, что для числа-пароля 100 отзыв должен быть “40” (имея в виду, что оба числа — восьмеричные). Для чисел, приведенных в условии, решения учащихся из школы № 11 г. Струнино возможны.
Жаль только, что “шпионская история” вызвала у читателей такой незначительный интерес :(.
6. Статья “Задача о яйцах из старинной рукописи”
Напомним, что суть задачи была в том, чтобы найти минимальное число, которое за вычетом единицы делится без остатка на числа 2, 3, 4, 5 и 6. Очевидно, наименьшее число, которое делится на эти множители, должно состоять из простых множителей, т.е. это будет 2 х 2 х 3 х 5 = 60. Но число (60 + 1) при делении на 7 дает остаток 5. Чтобы получить число, которое после вычета из него единицы будет делиться на указанные числа (2, 3, 4, 5 и 6) без остатка, нужно использовать значения, кратные 60 (1 х 60, 2 х 60, 3 х 60, …, n х 60). Рассматривая последующие n, мы видим, что при n0 = 5 число 301 (n0 х 60 + 1) при делении на 7 дает остаток 0. Это и будет наименьшее решение задачи. Последующие решения получаются в виде арифметической прогрессии при начальном члене 301 и разности прогрессии 420 (420 = 7 х 60). Вот эта прогрессия: 301, 721, 1141, 1561, 1981, 2401, … . Каждый член этой прогрессии делится без остатка на 7, а при делении на числа 2, 3, 4, 5 и 6 дает остаток 1.
Ответы прислали:
— Авакян Анна, Александрова Любовь, Воробьева Любовь, Дементьева Любовь, Ерёмичева Дарья, Кириллова Валерия, Ковыркина Лилия, Петряшова Ксения и Хазов Филипп, г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина Г.В.;
— Баженов Виктор и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;
— Березовский Егор, Болдин Иван, Илюхина Елизавета, Ланева Олеся, Макарова Ксения, Мандрыкин Александр, Прилуцкий Руслан, Рыбакова Екатерина, Сапунов Максим, Селихова Татьяна и Яшина Екатерина, г. Нижний Новгород, МОУ “Агнес”, клуб “Космос”, педагог Занозин Д.А.;
— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;
— Галушкова Карина, Республика Карелия, поселок Надвоицы, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;
— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;
— Иванова Анастасия и Ячевский Илья, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;
— Карасев Сергей и Шмуляев Андрей, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;
— Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.
Задание для самостоятельной работы
Разработайте программу (на языке программирования, который вы изучаете) для нахождения искомого значения 301 и значений 721, 1141, …, 2401.
Программу присылайте в редакцию. Фамилии приславших правильную программу будут опубликованы.
Тайный поклонник Тани
На парту Тани упал бумажный самолет с нарисованными красными сердечками и словом “LOVE”. Соседка Тани Оля развернула его и прочитала: “Ты — лучшая девочка в классе!” Она повернулась к сидящим за ней ребятам: Игорю, Семену, Антону. Все три мальчика покраснели. — Кто из вас делает мне такие комплименты? — спросила Таня.
— Это Семен! — сказал Игорь.
— Я ничего такого не делал! — сказал Семен.
— Не имею никакого представления, о чем ты говоришь! — сказал Антон.
Оля ухмыльнулась: “Двое из них говорят неправду!”, но больше ничего не сказала. Кто является тайным поклонником Тани?
С автобуса — на поезд
Путешественник пришел в 8:00 на автостанцию населенного пункта Суворово и обнаружил следующее расписание движения автобусов:
Пункт отправления |
Пункт прибытия |
Время отправления |
Время прибытия |
Камышино |
Суворово |
8:15 |
9:10 |
Суворово |
Баковка |
9:10 |
10:15 |
Рассудово |
Камышино |
10:00 |
11:10 |
Рассудово |
Суворово |
10:05 |
12:25 |
Рассудово |
Баковка |
10:10 |
11:15 |
Суворово |
Рассудово |
10:15 |
12:35 |
Суворово |
Камышино |
10:20 |
11:15 |
Баковка |
Суворово |
10:35 |
11:40 |
Камышино |
Рассудово |
11:25 |
12:30 |
Баковка |
Рассудово |
11:40 |
12:40 |
У него был билет на поезд, отправляющийся от станции Рассудово в 12:40. Успеет ли он на этот поезд, если автобус прибывает на железнодорожный вокзал станции Рассудово и время на переход с автобуса к поезду составляет 10 минут? Все автобусы отправляются и прибывают в пункт назначения строго по расписанию, а билеты на них путешественнику покупать не нужно.
Десять цифр и пять “плюсов”
Цифры 1, 2, 3, 4, 5 записаны в виде:
1 2 3 4 5 = 5 4 3 2 1
Используя только пять знаков “плюс”, следует уравнять части справа и слева от знака равенства. Порядок цифр нарушать нельзя.
2
Задачи были использованы в газете “Информатика” для проведения конкурса для учащихся, который вызвал большой интерес среди читателей-школьников. За правильное решение каждой задачи присуждался 1 балл, а в задачах “Еще раз семейства Ли Ван и Ван Ли” и “И вновь семейства Ли Ван и Ван Ли” — 1 балл за каждый найденный вариант ответа. Итоги конкурса проводились с учетом решения всех задач в целом.3
Обращаем внимание читателей на то, что ложные звонки о пожаре, о заложенных взрывных устройствах и т.п. наказываются по закону.