Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №23/2009


Живой журнал

Изучение информатики или подготовка к ЕГЭ?

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы, как обычно, обсудим ряд практических вопросов, касающихся ЕГЭ. Без сомнения, самый “горячий” вопрос — порядок приема в вузы 2010. Наконец-то с этим появилась некоторая определенность.

Первые официальные документы для поступления в вуз в 2010 году

Итак, издан приказ министерства о порядке приема в вузы в 2010 году. Существенных изменений он не вносит, но требует конкретики: каждый вуз может вносить свои требования в правила приема. Но в связи с худшими показателями абитуриентов 2009 года именно по информатике (более 11% сдававших не получили минимальную сумму баллов) вряд ли можно ожидать существенного увеличения количества вузов, которые добавят информатику в качестве вступительного экзамена (в дополнение к минимально возможному перечню).

Школьники уже подали предварительные сведения о своих предпочтениях в выборе предметов для сдачи ЕГЭ. Пока это делается с запасом, из-за отсутствия информации. Вот и я получила от классных руководителей список желающих, в котором появились “неожиданные” фамилии. Но процесс обучения идет, и какие бы сюрпризы нам ни преподносились, занятия продолжаются, и надо думать, как лучше их организовать.

Информационные источники: сайт К.Полякова

Так сложилось, что в первой части этого “Живого журнала” периодически освещались официальные новости, министерские приказы, а также новости печатного рынка, информационных источников. В этот раз хотелось бы обратиться к сайту К.Ю. Полякова, ресурсы которого реально помогли в проведении ряда занятий за прошедший период времени и тем самым напомнили о себе.

Если вы зададите, например, в поисковой системе Yandex шаблон поиска “К.Поляков”, то первая же найденная ссылка будет соответствовать необходимому адресу: http://kpolyakov.narod.ru/. На главной странице посетитель обратит внимание на разные темы и курсы, они многочисленны, разнообразны, и необходимо достаточно большое количество времени, чтобы просто познакомиться со всеми материалами.

Для наших целей важны в первую очередь разделы, относящиеся к ЕГЭ, и презентации для уроков информатики. На правах, оговоренных автором, вы можете использовать предлагаемые разработки для своих занятий.

Конечно, можно для весомости добавить, что К.Ю. Поляков стал одним из победителей Всероссийского конкурса для педагогов по включению ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс, но, думаю, каждый может составить собственное мнение о предлагаемых продуктах и восхититься их многообразием, количеством и качеством. И, еще раз повторюсь, предоставляемой возможностью использовать эти продукты.

Этот сайт, мне кажется, очень важен для тех, кто работает на профильном уровне. Уже не раз фиксировалось, что полноценная подготовка к ЕГЭ возможна только на профильном уровне. Автор же предлагает вариант не только профильного курса для старших классов, а систему профильного обучения информатике (с 5-го по 9-й класс — по 2 часа, 10–11-е классы — по 4 часа в неделю). Наверняка здесь есть, над чем подумать, что сравнить и к чему приглядеться.

Мы же с моими учениками идем обычным, базовым, “не профильным” путем :). И двигаемся в сторону информационных систем.

Технология использования и разработки информационных систем

Глава в учебнике с таким названием обширна: двенадцать параграфов, объединяющих несколько направлений. Информационные системы, Интернет, как пример информационной системы, базы данных (БД), как основа информационной системы, и раздел логики, объясняемый в рамках темы БД. И, несмотря на то что “логическая” тема присутствует в этой главе только в одном параграфе и в совершенно конкретном контексте (а именно — на примере использования в запросах к БД), каждому учителю, имеющему опыт обучения этому материалу, ясно, что это далеко не один урок.

Смотрим, что нас ожидает дальше. Следующая глава: “Технологии информационного моделирования”, касающаяся замечательных вопросов моделирования на основе ЭТ: статистического прогнозирования, корреляционных зависимостей, оптимального планирования, собственно, последняя глава курса, требующая специального объяснения. Состоит она из четырех параграфов.

Всего 16 параграфов, и еще 4 (“Основы социальной информатики”), в принципе до конца года успеваем. Однако в ситуации временного цейтнота, который очень вероятен в конце учебного года (читай — в четвертой четверти), с последней главой можно ознакомиться достаточно оперативно, доверив школьникам самостоятельное ознакомление. Как вариант, можно организовать представление итогов в виде презентаций по теме.

Делаю себе заметку: обязательно надо уточнить с детьми технологию грамотного представления “презентационной” информации. То есть конкретизировать, как НЕ надо делать, и как можно разработать хорошую презентацию. На сайте К.Ю. Полякова есть весьма полезная информация по этому поводу.

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС

Урок 1. В первом параграфе об информационных системах самыми главными элементами вижу два:

· схема состава информационной системы;

· расшифровка аббревиатур в классификации ИС по назначению.

Поэтому первое, что мы делаем на уроке по этой теме, — обсуждаем приведенный рисунок:

Акценты этого рассмотрения: центральное положение структуры данных, наличие системного и прикладного компонент. Здесь вполне можно отвлечься в область программного обеспечения компьютера (ОС и приложения), и буквально на последних уроках обсуждаемого программного обеспечения Интернета (базового и прикладного).

Несколько смущает склонность авторов к примерам вузовского содержания, хотя можно посчитать это и плюсом — ознакомление с ближайшим будущим, но я не склонна все-таки терять время на пояснение того, что школьникам не совсем понятно. Представляется более логичным использовать имеющийся опыт детей для моделирования тех или иных систем.

При рассмотрении классификации ИС по назначению обращаюсь к последнему вопросу параграфа и предлагаю рассмотреть школу, определенную часть ее деятельности как ту или иную информационную систему: ИПС, САУ, АСУ, ЭС, обучающую систему на базе компьютера и т.п. Именно такой подход, т.е. обращение к школе, к знакомому объекту, спасает тему и не делает ее скучной и наукообразной.

Работаем по алгоритму: расшифровка аббревиатуры, поиск подобной системы в школьной действительности.

ИПС-школа (информационно-справочные или информационные поисковые системы): это могут быть сведения об учениках и учителях, о школе, о библиотечном фонде.

САУ-школа (система автоматического управления): конечно же детьми вспоминается система школьных звонков и возможность управления пожарной сигнализацией.

АСУ-школа (автоматизированная система управления): с некоторым трудом формулируются возможности составления школьного расписания. Быстрее предлагаются возможности расчета заработной платы (не зря в здании школы с некоторых пор появилась школьная бухгалтерия :).

ЭС-школа (экспертная система): система диагностики учебного процесса. Мониторинг успеваемости учеников. Последние слова вызывают бурную реакцию: городской мониторинг по предметам — систематическое явление, хорошо знакомое ребятам :) .

Информационно-обучающая система. Здесь вопросов нет, предлагаются различные варианты програм­мных обучающих продуктов.

Подводим итог: если ученик и не воспроизведет точно название той или иной системы по встретившейся аббревиатуре, то, во всяком случае, мысль его должна заработать в правильном направлении. С помощью словарей и Интернета ответ будет получен.

А вот от достигнутого результата делается вполне логичный переход к следующему параграфу. “Компьютерный текстовый документ как структура данных”. Почему берется эта тема? Почему необходимо освоить приемы работы с указателями и оглавлением, с закладками и ссылками?

Ребята должны понимать логику рассуждений: потому что технология гипертекста позволяет автоматизировать работу с текстом, позволяет автоматически создать оглавление, указатели, осуществлять переходы к тому или иному фрагменту текста. Эти важные навыки можно использовать уже сейчас, например, при подготовке рефератов. Они же будут востребованны в скором будущем, при написании статей, курсовых, дипломных работ.

В результате выдается домашнее задание: разобраться с примером учебника и попробовать создать по тексту и по объяснениям очередного параграфа гипотетический дневник студента (или, если пример не очень нравится, гипертекстовый справочник по любому предмету). Конечно же справочник можно ожидать в том случае, если кто-то из учеников уже достаточно свободно овладел этими технологиями.

Компьютерный текстовый документ как структура данных

Урок 2. Сказать, что не нашлось таких героев, не могу. Появился не справочник, а реально выполненная на прошлогодний городской школьный конкурс по экономике статья, только вид ее значительно изменился. Стал, так сказать, цивилизованным. По-моему, получилось еще лучше, чем учебный вариант справочника. Конечно, работа тут же была продемонстрирована классу.

Но это отдельный пример, а всех надо было научить и побудить к выполнению описанной в учебнике работы.

Это занятие просто по сути, но несколько сложно в проведении. Для того чтобы создать гипотетический учебный дневник студента с оглавлением, гиперссылками, построенными на основе закладок, необходимо сжато изложить достаточно объемный материал. Казалось бы, все просто:

“Ребята, выполняем задание, описанное в параграфе 25: создаем дневник студента”. А реально надо продемонстрировать процесс, показать результат и оставить достаточно времени для выполнения. Для непосредственной работы выдается план, в котором сделаны необходимые добавления к тексту учебника.

На экран проецируется вариант автоматически созданного Оглавления (результат работы), который собирается из текста, расположенного на нескольких страницах.

Далее демонстрируется школьный вариант расписания на один день (в связи с малым количеством времени заполняем одну строчку, для одного урока). На гиперссылку обращаю внимание, но в детали пока не вдаюсь.

Для других дней недели таблички расписаний аналогичны, договариваемся о том, что во вторник будет физика. Для других дней предмет не важен. Собственно для понедельника и вторника эти предметы оставлены только потому, чтобы работа должна быть максимально близка к учебнику.

Страницы с описанием предметов и соответствующих подпунктов состоят только из заголовков, присутствующих в оглавлении. Но для правдоподобности и тренировки применения разрыва страниц располагаем каждый раздел на новой странице (что видно по номерам страниц в оглавлении).

Дополнительно на странице “Учебная литература” даю внешнюю ссылку на издательство учебной литературы. Об этом говорится в параграфе, поэтому можно даже и не заострять внимание: адрес web-страницы отображается стандартным, синим цветом для гиперссылок.

После демонстрации всех страниц итогового документа показываю, как автоматически собирается оглавление. Конечно же следует пояснение о стилях “Заголовок N” и их значении для уровней документа. Фиксируем, что для этого примера необходимо использовать три стиля: Заголовок 1, Заголовок 2 и Заголовок 3.

В отличие от учебника создаю раздел “Предметный указатель” и демонстрирую результат для одинаковых разделов:

Естественно, сначала вспоминаем, что такое указатель, рассматриваем его в нашем учебнике.

Последнее, что показывается и демонстрируется: закладки перед названиями предметов на страницах 8 и 11, гиперссылки на которые создаются на страницах с расписанием (понедельник и вторник).

Для навигации в практической работе на руки выдается вот такой отпечатанный план работы, в котором присутствует явная отсылка к порядку выполнения того или иного действия по учебнику.

Создание оглавления и указателя

Создать:

1. Документ (дневник студента) по учебнику, вставить номера страниц.

2. Оглавление (по учебнику).

3. Указатель (по инструкции).

4. Закладки перед названием предмета на страницах предметов (физика, математика).

5. Гиперссылки (со страниц расписания на страницы предметов) — по учебнику.

Особенности выполнения задания:

· Учебные программы, учебную литературу, экзаменационные вопросы расположить на отдельных страницах (Вставка — Разрыв — Новая страница).

· Оглавление разместить в начале, на первой странице.

· Предметный указатель — в конце, на последней странице.

Создание предметного указателя:

1. Выделить в документе слово для указателя.

2. Вставка — Cсылка — Оглавление и указатели — Пометить (вызов диалогового окна + + X ).

3. Перейти в окно указателя, установить параметр “Текущая страница”.

4. “Пометить все”.

5. На отдельной странице создать предметный указатель для выделенных терминов.

Создать предметный указатель для разделов:

· Учебная программа.

· Учебная литература.

· Экзаменационные вопросы.

Объяснение и демонстрация подошли к концу. Теперь — за работу!

Естественно, что тот, кто быстро схватывает, успевает во время объяснения уловить большую часть системы работы. Но только в том случае, если следил за объяснением! Для тех, кто материал не читал и не был слишком внимательным, начинается процесс “раскачивания”: что и как? К концу урока полностью успевают сделать работу именно те, кто к занятию был готов. Их оказывается совсем немного. Большую часть делают многие.

Подвожу итог. На следующем уроке будет дана технологически подобная работа на оценку. Для подготовки имеется возможность домашней тренировки (вот почему привязывалась к тексту учебника!).

Содержательно работа будет построена на материа­ле следующих двух параграфов (26, 27). В них рассмот­рены две темы: “Интернет как глобальная информационная система” и “World Wide Web — Всемирная паутина”. В принципе большая часть излагаемого содержания в той или иной степени ребятам известна, чаще из практики.

Два параграфа очень удачно дополняют друг друга, что дает возможность несколько сократить наше отставание в прохождении курса.

И вот тут вступают в силу так называемые “форс-мажорные обстоятельства”. Сначала день занятий одних групп совпал с очередным городским мониторингом по предметам: ученики разных классов писали ЕГЭ-подобную работу. Одиннадцатиклассники демонстрировали уровень подготовки по химии, уроки информатики просто “пропали”.

В другой день старшеклассники участвовали в митинге, посвященном Дню памяти жертв политических репрессий. Уроки получились половинчатыми. Поэтому не оставалось ничего другого, как использовать оставшееся урочное время на сдачу зачета по сетям и Интернету.

Вот в таких случаях всегда вспоминаю “гладкие” программы по предметам, планируемые на 35 рабочих недель в году. Программа нашего курса составлена так же: 70 часов за 2 года. Конечно, теоретически все просто: 9 учебных месяцев — 40 недель. 1 месяц на каникулы, значит, остается 36. Видимо, еще одну неделю как-то можно объяснить государственными праздниками, поэтому остается как раз 35 недель.

Уважаемые авторы программ! Если только вы читаете эти заметки, пожалуйста, оставляйте резервные часы! Для занятий с нагрузкой в один час в неделю в годовом плане необходим запас хотя бы в размере трех часов.

Я не говорю о том, что практически никогда не видела программ для старших классов, в которых присутствовало бы итоговое повторение материала, еще бы лучше, тематическое. А ведь это должно быть, согласитесь. И содержательно это легко — например, завершать темы практической, проектной работой.

Но о каких проектах можно вести речь при подобном временном цейтноте? Конечно, тут присутствует основополагающее противоречие: необходимо обеспечивать обучение темам, перечисленным в Стандарте!

Следующий урок — для проверки умения работать с гипертекстом — разработан. И он будет проведен после каникул, хотя и тут есть “загвоздка”: у меня намечается совершенно обязательная командировка.

Урок 3. Основная идея проверочной работы такова. На рабочих столах компьютеров учеников располагаются два файла с заготовками полностью набранных, но не отформатированных текстов для выполнения работы. В результате должны получиться следующие два документа.

Первый документ является результатом автоматически создаваемого оглавления на основе заголовков пяти разных уровней.

Второй — “WWW — Всемирная паутина, основные понятия”, текст которого (с закладками) выглядит следующим образом:

Последняя информация о школьном сайте — ненавязчивый пример порядка формирования URL-адреса. Конечно, вы поняли, что здесь можно будет поупражняться в решении заданий ЕГЭ по этой теме.

Это чуть впереди, а пока, на планируемом занятии, для тех, кто успел выполнить задание в Word, небольшая экскурсия по страницам школьного сайта.

Адресация страниц школьного сайта

Написать URL-адреса страниц школьного сайта:

1. Вести.

2. О гимназии.

3. Доска почета.

4. Творчество.

5. Медалисты 2009 года (каков будет адрес для страницы медалистов 2010 года?).

6. Призеры олимпиад 2009 года (предполагаемый адрес для победителей олимпиад 2010 года?).

7. Сочинения учеников гимназии на английском языке.

Задания составлены с прицелом: впереди тема поиска в Интернете, а также разработка простейшего сайта. Так вот, наш школьный сайт — пример “ручной” работы, он был полностью создан ребятами, выпускниками гимназии, и эта работа была приурочена к 100-летнему юбилею нашей гимназии. Пусть нынешние выпускники ощутят, что реально когда-то сделали их сверстники, без каких-либо заготовок и конструкторов. Пусть еще раз посмотрят на фото победителей олимпиад, увидят работы своих одноклассников, увидят списки медалистов и 100-балльников по ЕГЭ.

Наш сайт уже не отвечает резонным требованиям, предъявляемым к школьным сайтам, и мы готовимся обновить этот ресурс, и сделают это также сами школьники. Только это будет другая параллель, другая команда, для которой уже запланирована эта работа.

Это наши планы на будущее, впереди осенние каникулы, и описанные уроки еще предстоят.

Перспективы?

В заключение несколько слов о ЕГЭ в жизни современного школьника.

А дело вот в чем. Поскольку веду уроки информатики не только в старших классах, но и в начальной школе, поскольку учу студентов педагогического факультета информатике и методике обучения информатике, то не могла пройти мимо и приобрела небольшую книжку: “Математика. Итоговое тестирование. 3-й класс. Мини-ЕГЭ” (Готовимся к ЕГЭ). Именно так. Не больше и не меньше, как готовимся в 3-м классе к ЕГЭ по математике.

В этом пособии (авторы Узорова О.В., Нефедова Е.А., издательство “АСТ: Астрель”, тираж 15 000 экз.) форма заданий точно соответствует настоящему экзамену: части А, B, С. И вроде бы задания действительно соответствуют программе курса математики для третьеклассников, и темы знакомые и понятные. Да только вчитываешься в формулировки и не всегда знаешь, как отвечать. Предлагаю вам только два вопроса.

Часть А, выбор из четырех ответов.

1. 17 зеленых и 25 красных яблок разложили в 6 одинаковых пакетов. Сколько яблок в каждом пакете?

Ответы: 6; 7; 8; 9.

Часть В, предлагается написать ответ самостоятельно.

2. _Реши_ пример: 1 · а = … Или в другом варианте:

_Реши_ пример: а : 0 = … (выделено мною).

При этом в книжке каждая вторая страница — бланк ответов с квадратиками для отметок крестиками верных ответов. Все по-настоящему.

Однако встречаются и другие примеры некорректных заданий, есть также орфографические ошибки, и так хочется думать, что это опечатки.

И как раз в это время, когда я обдумывала предлагавшиеся задания для третьего класса, в школе проводится так называемый “ЕГЭ для 4-х классов по математике”. Начинаешь ощущать, что ЕГЭ становится каким-то наваждением, он приобретает главенствующее положение в школе. Мониторинги проводятся по всем предметам, практически только в тестовой форме, и в 4-х, и в классах с 8-го по 11-й.

Значит, можно ожидать, что издания, подобные вышеописанному, начнут стремительно множиться, причем по всем предметам?

Куда спешим? Чему учим? Что торопимся получить?

А обстоятельства таковы, что с 1 сентября 2010 года начальная школа будет жить уже по новым правилам. В документах нового стандарта сказано (цитаты с сайта http://standart.edu.ru):

“— Учебный курс “Информатика” в начальной школе изучается во 2–4-х классах в качестве учебного модуля в рамках учебных предметов “Математика” и “Технология”.

— Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся”.

Стиль последней фразы именно таков :(.

Как же будет реально построено обучение информатике без выделения часов на отдельный предмет, в рамках двух других? И как будет построено обучение студентов, будущих педагогов начальной школы, методике обучения детей информатике в рамках модуля? Так же — модулем курса в рамках математики и технологии?

И что ждет нас в новых положениях Стандарта по информатике в средних и старших классах?

Вопросы, вопросы…

Продолжение следует…

Н.. Д.. Шумилина

TopList