Сотрудничество школьного психолога и преподавателя информатики

 Н.А.Дудникова, СУНЦ МГУ, г.Москва,

школьный психолог,

И.Н.Фалина, СУНЦ МГУ, г.Москва,

преподаватель информатики

 

Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы. Но именно преподаватель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в рамках одного класса. Причины этого понятны. Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше по уровню знаний и умений, чем ученики, может быть, более способные, но не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях. Учеников, имеющих опыт работы на компьютере, не надо знакомить с расположением и назначением клавиш на клавиатуре, не нужно учить, как пользоваться мышью, в то время как у школьников, не имеющих такого опыта, присутствует страх перед работой на ЭВМ, страх попадания в какую-либо нестандартную ситуацию, связанную с собственными неправильными действиями.

Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью: издавать собственные газеты и журналы, писать музыку, рисовать (компьютерная графика), разрабатывать игры, производить достаточно сложные расчеты и т.д. Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает творческую потенцию ученика. Именно здесь кроется еще одна причина разрыва в знаниях и умениях учащихся. Те ученики, которые почувствовали вкус к творчеству, уходят в своем творческом порыве далеко вперед. Содержание курса информатики позволяет "бесконечно" расширять рамки изучения и творения в пределах каждой темы — было бы желание. Но в подавляющем большинстве случаев толчком к творческому изучению информатики является наличие доступа к компьютеру.

В современной школе проблемы, связанные с разным уровнем знаний и умений учащихся, чаще всего решаются использованием "технологии дифференциации по уровню". Однако дифференциация по уровню умственного развития, навыков и умений не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней наряду с положительными имеются и отрицательные аспекты:


Положительные аспекты

 

Отрицательные аспекты

 

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей

 

Деление детей по уровню развития негуманно

 

Возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам

 

Высвечивается социально-экономическое неравенство

 

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания

 

Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке детей, так как воспринимается ими как унижение достоинства

 

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному

 

Учителю приходится тратить дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий

 

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании

 

Несовершенство диагностики может привести к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные, оригинально мыслящие дети

 

Повышается уровень самосознания: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, реально оценить свои силы

 

Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, избранности; в слабых группах снижается уровень самооценки, может появиться установка на фатальность своей слабости

 

Повышается уровень мотивации обучения в сильных группах

 

Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах

 

Облегчается усвоение материала в слабых группах, так как ученику предоставляется возможность усваивать материал в оптимальном для него темпе

 

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними

 

Усиливается интерес к изучению предмета и в сильных, и в слабых группах, так как обучение ориентировано на "зону ближайшего развития" ученика

Переукомплектование разрушает классные коллективы

 

Большую часть отрицательных моментов, на наш взгляд, можно избежать или скомпенсировать при последовательном и педагогически грамотном подходе. Неоценимую помощь при решении возникающих проблем может оказать школьный психолог.

В школе-интернате имени А.Н. Колмогорова (сунц МГУ) школьный психолог постоянно и плодотворно работает с преподавателями всех учебных дисциплин. Психолог составляет анкеты, проводит тестирование учащихся, анализирует полученную информацию, выдает рекомендации учителям о школьниках, попадающих в "группы риска", и т.д.

В рамках этой статьи нам бы хотелось поделиться положительным опытом такого сотрудничества. Предварительно заметим, что наша школа-интернат имеет физико-математический профиль, в школе обучаются ученики только 10-х и 11-х классов из всех областей европейской части РФ, именно с этим связаны некоторые специфические вопросы в анкетах. Преподавание информатики ведется с использованием "выравнивающе-развивающей" методики (см. № 33/99).

Преподавание информатики в СУНЦ МГУ во вновь сформированных классах мы начинаем с анкетирования школьников. Каждому ученику предлагается ответить на анкету (1).

По этой анкете мы составляем первое впечатление о каждом ученике. Причем из этих, казалось бы, общих вопросов мы получаем достаточно много информации об ученике. Например, если ученик не только вспомнил название книги по информатике, которую он читал, но и указал ее автора, то это говорит о его культуре работы с книгой, скорее всего ему уже приходилось писать доклад или реферат под руководством опытного учителя или научного руководителя. Если ученик принимал участие в олимпиадах по информатике или конкурсах (например, "Шаг в будущее", INTEL и т.д.), то мы стараемся вовлечь его в соответствующие спецкурсы и конкурсы.

Анкета позволяет учителю лучше понять не только уровень подготовленности ученика, но и некоторые его психологические особенности. Необходимо отмечать для себя стиль ответов (агрессивный, неуверенный, самоуверенный и т.п.), полезно обратить внимание и на разборчивость почерка учеников. Внимание к таким вещам дает учителю возможность адекватно воспринимать ученика и успешно взаимодействовать с ним.

Кроме того, эта анкета играет роль в формировании активной позиции учащихся. Заполняя анкету, ученики чувствуют себя не исполнителями, от которых требуется выполнение стандартной программы, а "коллегами", чье мнение учитывается. Они становятся не объектами, а субъектами процесса обучения. Такое сотрудничество учителя с учениками не только облегчает для учителя планирование учебной нагрузки, выбор заданий для групп с разным уровнем подготовленности, но и повышает у учащихся мотивацию к обучению.

Естественно, по этой анкете можно составить начальное, предварительное мнение об ученике, которое, конечно же, будет меняться в течение учебного года. По результатам анкетирования целесообразно учащихся разделить на четыре условные группы:

I группа — начинающие;   III группа — средние;

II группа — слабые;        IV группа — сильные.

Это предварительное (внутреннее, только для учителя) деление необходимо для проведения уроков по выравнивающе-развивающей методике, которую мы используем в сунц МГУ. Результаты мониторинга успеваемости учеников показывают, что ученики "перетекают" из одной группы в другую в течение года. Задача преподавателя — сокращать количество школьников в двух первых группах.

Для выяснения мотивов поступления в интернат, а следовательно, и возможных проблем в адаптации к новой системе обучения мы предлагаем каждому школьнику при поступлении заполнить анкету 2.

Знание основных, ведущих мотивов учащегося позволяет психологу и учителю определить верный подход к нему, усилить его мотивацию обучения.

Для определения социально-психологического климата в коллективе учащихся, их адаптированности к условиям проживания и обучения в СУНЦ МГУ в середине года мы даем анкету 3.


АНКЕТА (1)

1. Ваши фамилия, имя, отчество?

2. В какой школе (полное название) вы учились последний год?

3. Изучали ли вы информатику, сколько лет, на каких компьютерах?

В школе     Самостоятельно     Сколько лет      На каких компьютерах

4. С какими операционными системами вы знакомы и в какой степени?

5. С какими языками программирования вы знакомы и в какой степени?

6. Над какими серьезными, с вашей точки зрения, программами вы работали?

7. Участвовали ли вы в олимпиадах и с каким успехом?

           По информатике

По математике 

По физике 

           По другим предметам 

8. В каких конкурсах, конференциях, семинарах по программированию, информатике вы принимали участие и с каким результатом?

9. С какими текстовыми редакторами вы знакомы и в какой степени?

10. Какая книга по информатике вам больше всего нравится?

11. Что бы вы хотели изучать на уроках информатики?

 

АНКЕТА (2)

фамилия, имя 

Дата вашего рождения                                                  Ваш пол                                              Класс

Где вы жили до поступления в интернат (город, поселок, село)?

Каковы причины вашего поступления в интернат? Оцените по 10-балльной шкале, насколько, на ваш взгляд, перечисленные ниже причины повлияли на ваше решение поступить в СУНЦ МГУ: 

Решение родителей

Совет друзей

Совет учителей

Желание учиться в престижном учебном заведении

Желание сменить обстановку

Желание испытать себя

Желание познакомиться с новыми людьми

Стремление найти друзей, единомышленников

Желание повысить вероятность поступления в вуз

Желание доказать другим, что способны на большее

Стремление повысить уровень знаний по математике, физике, информатике

Желание больше заниматься любимыми предметами

Случайность, спонтанное решение

Другое

Анкета (3)

В анкете даны пары противоположных высказываний. Вам необходимо определить, какое высказывание для вас является более подходящим, и отметить на шкале соответствующую цифру

    1 — если вам ближе высказывание из левой колонки;

—1 — если вы согласны с утверждением из правой колонки;

 

0 — если вы считаете высказывания в равной степени приемлемыми для себя. 

1. Я практически не устаю от учебы 1  0  -1 Я очень сильно устаю от учебы
2. В интернате у меня почти всегда хорошее настроение 1  0  -1 В интернате у меня почти всегда плохое настроение
3. Я учусь в интернате с удовольствием 1  0  -1 Я учусь безо всякого удовольствия
4. Большинство преподавателей в интернате мне нравится 1  0  -1 Большинство преподавателей в интернате мне не нравится
5. Я рад, что поступил в интернат 1  0  -1 Я предпочел бы учиться в какой-нибудь другой школе.
6. Я легко приспособился к правилам и порядкам в интернате 1  0  -1 Я с большим трудом приспособился к правилам и порядкам в интернате
7. Я спокойно переношу плохие оценки по основным предметам 1  0  -1 Я очень тяжело переживаю, если получаю плохие оценки
8. Я думаю, что преподаватели в интернате справедливы по отношению к учащимся 1  0  -1 Я думаю, что преподаватели в интернате несправедливы к учащимся
9. Мне было легко перестроиться на систему преподавания в интернате 1  0  -1 Мне было трудно перестроиться на систему преподавания в интернате
10. В интернате я чувствую себя среди друзей, единомышленников. 1  0  -1 Мне очень одиноко в интернате
11. Меня полностью устраивает, как ко мне относятся в интернате 1  0  -1 Меня совсем не устраивает, как ко мне относятся в интернате
12. Я быстро и без особых усилий делаю домашние задания по основным предметам 1  0  -1 Я трачу массу времени и усилий на домашние задания по основным предметам

 В конце учебного года для анализа и оценки своей работы мы предлагаем учащимся анонимно ответить на следующие анкеты.

 АНКЕТА (4)

Оцените по 10-балльной шкале, насколько уроки по перечисленным ниже дисциплинам были для вас легкими, полезными, понятными, интересными:

 

 

легко

 

понятно

 

полезно

 

интересно

 

Физика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгебра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геометрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матанализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатика (лекции)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатика (семинары)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Укажите, пожалуйста, класс                           пол

АНКЕТА (5)


1. Оцените лекционный курс по информатике

О сложный

О нормальный

О легкий

О непонятный

О фрагментарный

О интересный

О познавательный

2. Оцените семинарские занятия по информатике

О интересно

О неинтересно

О мало объясняют конкретные решения

О большая загрузка домашними заданиями

3. Как часто вы списывали домашнее задание?

О никогда 

О редко 

О иногда 

О почти всегда 

О всегда

4. Как вы оцениваете строгость приема домашних заданий?

О слишком строго 

О нормально 

О по-разному 

О "халява"

5. Как вы думаете, пригодятся ли вам навыки программирования?

О да

О нет 

О затрудняюсь ответить

6. Оцените ваши "взаимоотношения" с редактором Word

О хорошо владел Word до поступления в интернат 

О не умею работать в Word

О овладел в интернате при помощи преподавателя 

О овладел в интернате самостоятельно

7. Надо ли вводить в СУНЦе обязательный допол­нительный курс "Современные компьютерные технологии"?

О да

О нет 

О затрудняюсь ответить

8. Хотели бы вы принимать зачеты по информатике у следующих поколений сунцовцев?

О да

О нет

(Если вас заинтересовало это предложение, то в начале сентября сообщите на кафедру информатики координаты для связи.)                    ;

9. Выпишите по значимости для вас 5 предметов, которые вы изучали в СУНЦе

1)

2)

3)

4)

5)

Анализ результатов этих анкет позволяет получить "обратную связь", выяснить, как ученики воспринимают наш курс, оценить эффективность применения выравнивающе-развиваюшей методики. Набор вопросов, включенных в анкеты, конечно же, меняется. Мы привели в этой статье тексты анкет, с которыми проводилась работа в СУНЦ МГУ в 1998/99 учебном году.

Отметим, что применение анкетирования с целью получения "обратной связи" требует от учителя смелости, времени и сил, но эти затраты, на наш взгляд, окупаются.

TopList