Сотрудничество школьного психолога и преподавателя информатики
Н.А.Дудникова, СУНЦ МГУ, г.Москва,
школьный психолог,
И.Н.Фалина, СУНЦ МГУ, г.Москва,
преподаватель информатики
Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы. Но именно преподаватель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в рамках одного класса. Причины этого понятны. Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше по уровню знаний и умений, чем ученики, может быть, более способные, но не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях. Учеников, имеющих опыт работы на компьютере, не надо знакомить с расположением и назначением клавиш на клавиатуре, не нужно учить, как пользоваться мышью, в то время как у школьников, не имеющих такого опыта, присутствует страх перед работой на ЭВМ, страх попадания в какую-либо нестандартную ситуацию, связанную с собственными неправильными действиями.
Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью: издавать собственные газеты и журналы, писать музыку, рисовать (компьютерная графика), разрабатывать игры, производить достаточно сложные расчеты и т.д. Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает творческую потенцию ученика. Именно здесь кроется еще одна причина разрыва в знаниях и умениях учащихся. Те ученики, которые почувствовали вкус к творчеству, уходят в своем творческом порыве далеко вперед. Содержание курса информатики позволяет "бесконечно" расширять рамки изучения и творения в пределах каждой темы — было бы желание. Но в подавляющем большинстве случаев толчком к творческому изучению информатики является наличие доступа к компьютеру.
В современной школе проблемы, связанные с разным уровнем знаний и умений учащихся, чаще всего решаются использованием "технологии дифференциации по уровню". Однако дифференциация по уровню умственного развития, навыков и умений не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней наряду с положительными имеются и отрицательные аспекты:
Положительные аспекты |
Отрицательные аспекты |
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей |
Деление детей по уровню развития негуманно |
Возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам |
Высвечивается социально-экономическое неравенство |
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания |
Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке детей, так как воспринимается ими как унижение достоинства |
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному |
Учителю приходится тратить дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий |
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании |
Несовершенство диагностики может привести к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные, оригинально мыслящие дети |
Повышается уровень самосознания: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, реально оценить свои силы |
Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, избранности; в слабых группах снижается уровень самооценки, может появиться установка на фатальность своей слабости |
Повышается уровень мотивации обучения в сильных группах |
Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах |
Облегчается усвоение материала в слабых группах, так как ученику предоставляется возможность усваивать материал в оптимальном для него темпе |
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними |
Усиливается интерес к
изучению предмета и в сильных, и в слабых
группах, так как обучение ориентировано
на "зону ближайшего развития"
ученика |
Переукомплектование разрушает классные коллективы |
Большую часть отрицательных моментов, на наш взгляд, можно избежать или скомпенсировать при последовательном и педагогически грамотном подходе. Неоценимую помощь при решении возникающих проблем может оказать школьный психолог.
В школе-интернате имени А.Н. Колмогорова (сунц МГУ) школьный психолог постоянно и плодотворно работает с преподавателями всех учебных дисциплин. Психолог составляет анкеты, проводит тестирование учащихся, анализирует полученную информацию, выдает рекомендации учителям о школьниках, попадающих в "группы риска", и т.д.
В рамках этой статьи нам бы хотелось поделиться положительным опытом такого сотрудничества. Предварительно заметим, что наша школа-интернат имеет физико-математический профиль, в школе обучаются ученики только 10-х и 11-х классов из всех областей европейской части РФ, именно с этим связаны некоторые специфические вопросы в анкетах. Преподавание информатики ведется с использованием "выравнивающе-развивающей" методики (см. № 33/99).
Преподавание информатики в СУНЦ МГУ во вновь сформированных классах мы начинаем с анкетирования школьников. Каждому ученику предлагается ответить на анкету (1).
По этой анкете мы составляем первое впечатление о каждом ученике. Причем из этих, казалось бы, общих вопросов мы получаем достаточно много информации об ученике. Например, если ученик не только вспомнил название книги по информатике, которую он читал, но и указал ее автора, то это говорит о его культуре работы с книгой, скорее всего ему уже приходилось писать доклад или реферат под руководством опытного учителя или научного руководителя. Если ученик принимал участие в олимпиадах по информатике или конкурсах (например, "Шаг в будущее", INTEL и т.д.), то мы стараемся вовлечь его в соответствующие спецкурсы и конкурсы.
Анкета позволяет учителю лучше понять не только уровень подготовленности ученика, но и некоторые его психологические особенности. Необходимо отмечать для себя стиль ответов (агрессивный, неуверенный, самоуверенный и т.п.), полезно обратить внимание и на разборчивость почерка учеников. Внимание к таким вещам дает учителю возможность адекватно воспринимать ученика и успешно взаимодействовать с ним.
Кроме того, эта анкета играет роль в формировании активной позиции учащихся. Заполняя анкету, ученики чувствуют себя не исполнителями, от которых требуется выполнение стандартной программы, а "коллегами", чье мнение учитывается. Они становятся не объектами, а субъектами процесса обучения. Такое сотрудничество учителя с учениками не только облегчает для учителя планирование учебной нагрузки, выбор заданий для групп с разным уровнем подготовленности, но и повышает у учащихся мотивацию к обучению.
Естественно, по этой анкете можно составить начальное, предварительное мнение об ученике, которое, конечно же, будет меняться в течение учебного года. По результатам анкетирования целесообразно учащихся разделить на четыре условные группы:
I группа — начинающие; III группа — средние;
II группа — слабые; IV группа — сильные.
Это предварительное (внутреннее, только для учителя) деление необходимо для проведения уроков по выравнивающе-развивающей методике, которую мы используем в сунц МГУ. Результаты мониторинга успеваемости учеников показывают, что ученики "перетекают" из одной группы в другую в течение года. Задача преподавателя — сокращать количество школьников в двух первых группах.
Для выяснения мотивов поступления в интернат, а следовательно, и возможных проблем в адаптации к новой системе обучения мы предлагаем каждому школьнику при поступлении заполнить анкету 2.
Знание основных, ведущих мотивов учащегося позволяет психологу и учителю определить верный подход к нему, усилить его мотивацию обучения.
Для определения социально-психологического климата в коллективе учащихся, их адаптированности к условиям проживания и обучения в СУНЦ МГУ в середине года мы даем анкету 3.
АНКЕТА (1)
1. Ваши фамилия, имя, отчество?
2. В какой школе (полное название) вы учились последний год?
3. Изучали ли вы информатику, сколько лет, на каких компьютерах?
В школе Самостоятельно Сколько лет На каких компьютерах
4. С какими операционными системами вы знакомы и в какой степени?
5. С какими языками программирования вы знакомы и в какой степени?
6. Над какими серьезными, с вашей точки зрения, программами вы работали?
7. Участвовали ли вы в олимпиадах и с каким успехом?
По информатике
По математике
По физике
По другим предметам
8. В каких конкурсах, конференциях, семинарах по программированию, информатике вы принимали участие и с каким результатом?
9. С какими текстовыми редакторами вы знакомы и в какой степени?
10. Какая книга по информатике вам больше всего нравится?
11. Что бы вы хотели изучать на уроках информатики?
Анкета (3) В анкете даны пары противоположных высказываний. Вам необходимо определить, какое высказывание для вас является более подходящим, и отметить на шкале соответствующую цифру 1 — если вам ближе высказывание из левой колонки; —1 — если вы согласны с утверждением из правой колонки; 0 — если вы считаете высказывания в равной степени приемлемыми для себя.
|
В конце учебного года для анализа и оценки своей работы мы предлагаем учащимся анонимно ответить на следующие анкеты.
АНКЕТА (4)
Оцените по 10-балльной шкале, насколько уроки по перечисленным ниже дисциплинам были для вас легкими, полезными, понятными, интересными:
|
легко |
понятно |
полезно |
интересно |
Физика |
|
|
|
|
Алгебра |
|
|
|
|
Геометрия |
|
|
|
|
Матанализ |
|
|
|
|
Информатика (лекции) |
|
|
|
|
Информатика (семинары) |
|
|
|
|
Химия |
|
|
|
|
Укажите, пожалуйста, класс пол
АНКЕТА (5)
О сложный
О нормальный
О легкий
О непонятный
О фрагментарный
О интересный
О познавательный
2. Оцените семинарские занятия по информатике
О интересно
О неинтересно
О мало объясняют конкретные решения
О большая загрузка домашними заданиями
3. Как часто вы списывали домашнее задание?
О никогда
О редко
О иногда
О почти всегда
О всегда
4. Как вы оцениваете строгость приема домашних заданий?
О слишком строго
О нормально
О по-разному
О "халява"
5. Как вы думаете, пригодятся ли вам навыки программирования?
О да
О нет
О затрудняюсь ответить
6. Оцените ваши "взаимоотношения" с редактором Word
О хорошо владел Word до поступления в интернат
О не умею работать в Word
О овладел в интернате при помощи преподавателя
О овладел в интернате самостоятельно
7. Надо ли вводить в СУНЦе обязательный дополнительный курс "Современные компьютерные технологии"?
О да
О нет
О затрудняюсь ответить
8. Хотели бы вы принимать зачеты по информатике у следующих поколений сунцовцев?
О да
О нет
(Если вас заинтересовало это предложение, то в начале сентября сообщите на кафедру информатики координаты для связи.) ;
9. Выпишите по значимости для вас 5 предметов, которые вы изучали в СУНЦе
1)
2)
3)
4)
5)
Анализ результатов этих анкет позволяет получить "обратную связь", выяснить, как ученики воспринимают наш курс, оценить эффективность применения выравнивающе-развиваюшей методики. Набор вопросов, включенных в анкеты, конечно же, меняется. Мы привели в этой статье тексты анкет, с которыми проводилась работа в СУНЦ МГУ в 1998/99 учебном году.
Отметим, что применение анкетирования с целью получения "обратной связи" требует от учителя смелости, времени и сил, но эти затраты, на наш взгляд, окупаются.