О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе в 2000/2001 учебном году
М.Р.Леонтьева
В соответствии с базисным учебным планом (приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена общеобразовательных школ, то есть должен изучаться как самостоятельный курс в 10—11-х классах. Изучение информатики желательно включать в учебный план второй ступени образования (7—9-е классы) за счет часов вариативной части. Пропедевтический курс информатики (начальная школа и 5—6-е классы) может включаться в учебный план за счет школьного компонента и при наличии соответствующих условий (оборудованный компьютерный класс, учебно-методические пособия, квалифицированные педагоги и др.).
Решение о распределении учебных часов вариативной части базисного учебного плана принимается руководством общеобразовательного учреждения.
Минимальный обязательный объем учебных часов. отводимых на изучение информатики, — 68 учебных часов в течение двух лет. При наличии соответствующих условий можно увеличить объем учебных часов до 136 и более.
С целью обеспечения правильной организации изучения курса информатики в общеобразовательной школе и эффективной оценки качества подготовки выпускников по этой учебной дисциплине Министерством образования РФ разработан комплект нормативных документов и документов рекомендательного характера (примерные программы, требования к уровню подготовки выпускников, примерные экзаменационные билеты, образцы итоговых заданий, рекомендации по использованию учебников, учебных пособий и авторских разработок — авторских программ, методических пособий и пр.).
Важным нормативным документом, призванным обеспечить базовые знания учащихся общеобразовательного учреждения, является "Обязательный минимум содержания образования по информатике" (приказ МО РФ от 30.06.99 № 56). В документе определяются объем и содержание учебного материала. предъявляемого учащимся в школе.
"Обязательный минимум содержания по информатика" предусматривает два уровня организации обучения информатике:
• УРОВЕНЬ А — для школ и классов, изучающих курс информатики в объеме 68 часов (2 года по 1 часу в неделю), и для школ и классов, как правило. гуманитарного профиля;
• УРОВЕНЬ Б — для школ и классов, изучающих информатику в объеме 136 часов и более и обеспеченных современными компьютерами, что позволяет школе предъявить учащимся учебный материал. соответствующий требованиям вступительных экзаменов по информатике в вузы.
Все другие документы рекомендательного характера разработаны в соответствии с этими уровнями.
В помощь учителю рекомендуются образцы итоговых заданий по оценке качества подготовки выпускников основной школы по информатике (брошюра "Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике", М.: Издательский дом "Дрофа", 2000 г.), которые можно использовать и в старшем звене, в случае изучения базового курса информатики в 10—11-х классах общеобразовательной школы. Варианты заданий подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку учащихся по всем темам курса информатики, включенным в обязательный минимум содержания образования. Предложенные задания могут использоваться учителем также и при осуществлении текущего контроля в качестве образцов заданий при изучении отдельных тем. В брошюру вошли также документы, ориентированные на обязательный минимум содержания уровня А и адресованные учителям, методистам и руководителям органов управления образования. Готовится к публикации аналогичная брошюра с документами, ориентированными на уровень Б обязательного минимума содержания образования по информатике.
Учащимся предоставлено право по их выбору сдавать экзамен по информатике. Рекомендуемые Министерством образования экзаменационные билеты помогут учителю в организации экзамена. Экзамен может проводиться в устной или письменной форме или в форме теста. Экзаменационный билет на устном экзамене может содержать 1 или 2 теоретических вопроса и 1 или 2 практических задания разного рода (например, одно, связанное с разработкой несложного алгоритма или программы для ЭВМ, и второе, проверяющее навыки использования одной из информационных технологий). При проведении экзамена следует учитывать, что подготовка программистов не является целью общеобразовательного курса информатики.
При проведении практических занятий классы следует делить на подгруппы так, чтобы каждый ученик был обеспечен индивидуальным рабочим местом.
Следует иметь в виду, что допускается проведение практических занятий в компьютерном классе, оборудованном исправной отечественной или импортной вычислительной техникой при условии соблюдения санитарно-гигиенических и противопожарных норм. При организации новых кабинетов информатики следует руководствоваться материалами: "Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования", разработанными Институтом информатизации образования РАО (журнал "Информатика и образование" № 4, 5, 6/2000).
При составлении экзаменационных билетов и тестовых контрольных заданий необходимо учитывать особенности программного обеспечения имеющихся в наличии компьютеров.
Следует повсеместно, особенно для учащихся сельских школ, развивать систему дополнительного образования. Это могут быть дополнительные занятия, факультативы, кружки, организация курсов дистанционного обучения с использованием сети Интернет для учащихся и учителей различных школьных предметов, проведение летних лагерей юных программистов и т.п.
Учебный материал каждой содержательной линии обязательного минимума содержания образования по информатике требует разных методических подходов. Так, при изучении содержательной линии "Информация и информационные процессы" следует обращать внимание на формирование понимания и умения приводить примеры из разных предметных областей, иллюстрирующих протекание информационных процессов в живой природе, в обществе или в технических системах.
Основной смысл второй содержательной линии "Представление информации" заключается в том, что информация всегда связана с каким-либо "носителем": материальным (каменные дощечки, береста, бумага, магнитный диск и пр.) и "нематериальным" (родной язык, звук, мелодия, танец, пантомима, выражение лица, та или иная знаковая система и пр.). Необходимо сформировать представление о естественных и искусственных языках, о двоичной форме представления информации, о Достоинствах и недостатках разных форм и видов представления информации.
Содержательная линия "Компьютер" позволяет учащимся познакомиться с компьютером с другой точки зрения, чем при изучении предыдущей содержательной линии: компьютер предстает перед учащимися как некий универсальный инструмент, позволяющий человеку автоматизировать интеллектуальную деятельность, автоматизировать информационные процессы — поиск, хранение, обработку и передачу информации на большие расстояния. Важно сформировать понимание о том, что компьютер "не думает" как человек, а является исполнителем, мощным и быстродействующим "инструментом", помогающим человеку в его информационной деятельности (информационные системы, экспертные системы, вычислительные центры, электронная почта и пр.). Важно обратить внимание учащихся на функциональные возможности компьютера и иерархическую структуру программного обеспечения компьютера, сформировать понимание о сущности права в области информационной деятельности.
Содержательная линия "Моделирование и формализация" — это одна из важнейших содержательных линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как позволяет осознанно выделять в окружающей действительности отдельные объекты, видеть отношения между объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их и объединять в множества, строить схемы и "видеть" внутреннюю структуру объекта, представлять одни объекты посредством других с целью их изучения, представления, изготовления или использования. Особое внимание следует уделить сущности компьютерного моделирования, выделить его достоинства и недостатки, рассмотреть на конкретных примерах.
Содержательная линия "Алгоритмы и исполнители" путем решения большого количества задач формирует алгоритмическое мышление учащихся. В процессе изучения этой темы формируются представления школьников о свойствах алгоритмов, об исполнителях алгоритмов, о способах записи алгоритмов и об основных алгоритмических конструкциях. Важно, чтобы школьники поняли, что алгоритм — это динамическая модель объекта (модель процесса), в отличие от статической структурной модели объекта, которая не отражает изменений свойств и поведения объекта во времени, а лишь фиксирует его состояние, выделяет элементы и отношения между ними.
И, наконец, содержательная линия "Информационные технологии". Освоение этой содержательной линии является не только средством подготовки учащихся к жизни в информационном обществе и к будущей профессиональной деятельности, но и средством практического закрепления и развития теоретической подготовки учащихся. Это наиболее простая и наиболее доступная большинству учащихся часть курса информатики, составляющая основное содержание профильного курса информатики во многих образовательных учреждениях, оснащенных современными компьютерами.
При всей важности освоения технологий обработки текстовой, графической и числовой информации. освоения технологии поиска, хранения и сортировки информации, мультимедийных технологий и технологий компьютерных коммуникаций главной целью курса информатики является не профессиональная подготовка в этой области, а целый комплекс учебно-воспитательных задач, таких, как: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрытие значения информационных процессов в формировании современной системно-информационной картины мира, выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества, привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.