Уважаемые читатели!
У газеты-вкладки “В мир
информатики” появился свой электронный адрес: vmi@1september.ru.
Приведите примеры, в которых
реализован принцип “последним пришел — первым
вышел” (см. статью “Стек — первое знакомство” в
этом выпуске газеты). Это могут быть примеры из
программирования, офисных программ, технические,
бытовые и др.
Ответ отправьте в редакцию до 10
октября по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24,
“Первое сентября”, “Информатика” — или по
электронной почте: vmi@1september.ru.
Пожалуйста, четко укажите в ответе свои фамилию и
имя, населенный пункт, номер и адрес школы,
фамилию, имя и отчество учителя информатики.
Ответ на задание 1-го тура конкурса № 70
для учащихся8
Напомним, что необходимо было
объяснить, почему в документе текстового
редактора Microsoft Word символы слова алгоритм,
для которых в поле, указывающем размер шрифта,
представлено 16, выглядят меньше, чем буквы фразы решения
задачи, для которых соответствующее значение
равно 12.
Прежде чем представлять правильный
ответ, приведем фрагмент письма Тамаза Мстояна и
Андрея Серебрякова, учащихся средней школы
рабочего поселка Пинеровка, Саратовская обл.,
Балашовский р-н (учитель Пичугин В.В.):
“Условие задачи поначалу вызвало недоумение.
После раздумий и практических попыток —
получилось!!!”. По мнению редакции, в этих словах
выражена очень глубокая мысль — многого можно
достичь, если размышлять и пробовать что-то
сделать!
Итак, правильный ответ. Указанное в
условии различие объясняется тем, что для слова
алгоритм установлено надстрочное или
подстрочное оформление (такое оформление часто
называют соответственно “надстрочный знак” и
“подстрочный знак”, или “верхний индекс” и
“нижний индекс”). Такой ответ привели более 90%
участников конкурса.
В ряде ответов указывалось, что
причина в том, что слово “алгоритм” написано
строчными буквами, а фраза “решения задачи”
— прописными. Участникам конкурса, предложившим
такой ответ, предлагаем убедиться, что в таком
случае при указанных в условии числовых
значениях и типе шрифта буквы не будут
отличаться по виду так, как приведено в газете
(для этого можно расположить все слова на одной
строке). Это же предлагаем сделать и читателям,
указавшим в качестве причины использование
различных шрифтов (Garamond, Century Gothic, Courier New и др., в
том числе такие редкие, как Monotype Corsiva, MS Mincho, Broadway,
Bodoni MT, и т.п.) или различных стилей (Обычный
и Заголовок или др.). В некоторых ответах в качестве
причины указывались разные значения масштаба и
интервала сравниваемых слов (их можно установить
с команд меню Формат — Шрифт во вкладке Интервал). Однако при изменении
указанных параметров букв их размер по высоте не
меняется. Заметим также, что при использовании
объекта WordArt в поле, указывающем размер
шрифта, не приводится размер символов этого
объекта.
Ответ на задание 2-го тура конкурса № 70
для учащихся
Напомним, что необходимо было
указать, как за наименьшее число нажатий клавиш
вместо слова Дизъюнкция получить слово Конъюнкция
(курсор находится в конце предложения, а слово Дизъюнкция
— в его начале).
Ответ. Задача решается за 5 нажатий
клавиш:
1) клавиши Home — курсор переводится
в начало предложения;
2) клавиши — включается режим замены символов
(вместо режима вставки)9;
3) клавиши с буквой к (одновременно
с клавишей );
4) клавиши с буквой о;
5) клавиши с буквой н.
Ответ на задание 3-го тура конкурса № 70
для учащихся
Напомним, что необходимо было
ответить на вопрос: “Можно ли в таблицу
текстового документа редактора Microsoft Word вставить
новую строку между двумя имеющимися, не
используя меню и кнопки на панели инструментов?”
Ответ — можно. Самый простой
способ — установить курсор за границу строки,
после которой необходимо вставить новую строку,
и нажать клавишу .
Именно такой ответ признан оптимальным, и
участники конкурса, описавшие его, получают по 1
баллу. В ответах указывались и другие варианты —
выделить строку, скопировать ее (нажав
одновременно клавиши и ), после
чего вставить скопированную строку ( + ).
Ответы на задания 4-го и 5-го туров конкурса № 70 и
итоги конкурса в целом будут опубликованы в
следующих выпусках нашей газеты.
8 Список участников конкурса был опубликован в предыдущем номере нашей газеты.
9 В версии 2007 редактора Microsoft Word для
включения режима вставки используется меню.
От редакции
В статье Н.А. Насырова “Стек — первое знакомство” в этом выпуске при моделировании стека в виде массива предлагается размещать новое число в стеке и извлекать число из него в начале массива. Используемые в статье вспомогательные алгоритмы значительно упрощаются, если эти операции проводить в конце заполненной части массива, а не в его начале.
Естественно, что при таком варианте моделирования изменится вид рис. 2–4, приведенных в статье.
алг Поместить(арг цел num)
нач
▪ если top < nmax
▪ ▪ то
▪ ▪ ▪ top := top + 1
▪ ▪ ▪ m[top] := num
…
алг цел Извлечь
нач
▪ если top > 0
▪ ▪ то
▪ ▪ ▪ знач := m[top]
▪ ▪ ▪ top := top - 1
▪ …
алг цел Вершина
нач
▪ если top > 0
▪ ▪ то
▪ ▪ ▪ знач := m[top]
▪ …
— где top — индекс элемента на вершине стека.