Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №23/2009


В мир информатики
Задачник

Ответы, решения, разъяснения

1. Задача “Десять монет”

Некоторые из возможных вариантов решения показаны на рис. 1–2:

Рис. 1

Рис. 2

Правильные ответы представили:

— Александрова Любовь, Дементьева Любовь, Кириллова Валерия и Хазов Филипп, г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина Г.В.;

— Архипова Анастасия, Дармостук Татьяна, Ильясов Михаил, Кольцов Александр, Мануйлов Дмитрий, Медведок Виктор, Путкарадзе Натия, Титов Денис и Шевелей Роман, Красноярский край, г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;

— Атапина Юлия, Баженов Андрей, Емелина Марина, Киселев Андрей, Фандин Александр, Щербакова Алена, средняя школа рабочего поселка Пинеровка, Саратовская обл., Балашовский р-н, учитель Пичугин В.В.;

— Баженов Виктор и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Батурина Мария, Жгунова Ксения, Кетова Светлана, Крылов Николай, Перевалова Полина, Табатчикова Анастасия и Тюкалов Андрей, Куминская средняя школа, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Кондинский р-н, учитель Шишигина О.В.;

— Березовский Егор, Болдин Иван, Илюхина Елизавета, Ланева Олеся, Макарова Ксения, Мандрыкин Александр, Прилуцкий Руслан, Рыбакова Екатерина, Сапунов Максим, Селихова Татьяна и Яшина Екатерина, г. Нижний Новгород, МОУ “Агнес”, клуб “Космос”, педагог Занозин Д.А.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Гражданкин Илья, Ликинцев Михаил, в прошлом учебном году ученик 1-го (!) класса, и Кащенко Ирина, Белгородская обл., г. Старый Оскол, школа
№ 17, учитель Ликинцева И.В.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Землянский Виталий, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Колесникова Мария, Курманова Алина, Самедова Туркан и Шингина Альбина, средняя школа села Ложниково, Омская обл., Тарский р-н, учитель Коровин Д.В.;

— Кулагин Павел и Миндалина Евгения, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Максимов Борис, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Обудённый Александр, средняя школа поселка Дормидонтовка Вяземского р-на Хабаровского края, учитель Афиногенова Н.И.;

— Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.;

— Соколович Инкера, г. Лениногорск, Республика Татарстан, школа № 8, учитель Кашапова Р.Х.;

— Солдатенко Александр, г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

— Шигабетдинова Регина, Республика Татарстан, Актанышский р-н, село Актаныш, средняя школа № 2, учитель Гилязова Г.М.

Отметим ответы Инкеры Соколович из школы № 8 г. Лениногорска и учащихся из рабочего поселка Пинеровка, разработавших презентацию Microsoft PowerPoint, иллюстрирующую решение задачи, а также Колесниковой Марии, представившей веб-страницу с gif-анимацией, также показывающей решение.

2. Задача “Галки и палки”

Ответ. На трех палках сидели 4 галки.

Правильный ответ прислали:

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Горшенёв Денис и Киселева Полина, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;

— Дробизов Олег, Зырянский Иван, Колпаков Александр, Шарковская Анастасия и Шевелей Денис, Красноярский край, г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;

— Круглякова Анна и Шубина Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Ликинцев Михаил, г. Старый Оскол Белгородской обл., школа № 17, учитель Ликинцева И.В.;

— Матыкина Анна, г. Новохоперск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Матыкин В.Ю.;

— Нечипорук Степан, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Панков Алексей, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.;

— Соколович Инкера, г. Лениногорск, Республика Татарстан, школа № 8, учитель Кашапова Р.Х.

3. Задача “Сколько всего кубиков”

Напомним, что была известна некоторая информация о числе кубиков из пластмассы и из дерева, больших и маленьких, зеленых и красных. Необходимо было определить общее число кубиков и уточнить, какие они.

Решение

Оформим таблицу, записав в нее известную информацию (в виде индексов указан номер известного факта в условии):

Цвет/Размер

Всего по размеру
для этого материала

Всего из этого
материала

Зеленый

Красный

Материал

Б

М

Б

М

Б

М

Пластмасса

43

           
 

84

   

Дерево

             

95

76

117

Всего по размеру для этого цвета

62

Всего этого цвета

161

 

 

Дальнейшие рассуждения.

81. Из фактов 1) и 2) следует, что зеленых маленьких кубиков — 10.

9. Из фактов 2) и 3) следует, что число больших зеленых кубиков из дерева — 2.

10. Из фактов 4) и 5) следует, что общее число красных кубиков — 17.

11. Из фактов 6) и 7) следует, что общее число деревянных кубиков — 18.

Запишем новые факты в таблицу (новая информация выделена жирным начертанием):

Цвет/Размер

Всего по размеру
для этого материала

Всего из этого материала

Зеленый

Красный

Материал

Б

М

Б

М

Б

М

Пластмасса

43

     
 

84

Дерево

29

     

76

117

1811

95

Всего по размеру для этого цвета

62

108

   

Всего этого цвета

161

1710

 

12. Из фактов 1) и 10) следует, что общее число кубиков — 33.

13. Из фактов 11) и 5) следует, что зеленых деревянных кубиков — 9.

14. Из фактов 12) и 11) следует, что общее число кубиков из пластмассы — 15.

15. Из фактов 14) и 4) следует, что число кубиков из пластмассы зеленого цвета — 7.

После этого таблица примет вид:

Цвет/Размер

Всего по размеру
для этого материала

Всего из этого
материала

Зеленый

Красный

Материал

Б

М

Б

М

Б

М

Пластмасса

43

         

1514

715

84

Дерево

29

     

76

117

1811

913

95

Всего по размеру для этого цвета

62

108

   

Всего этого цвета

161

1710

Всего кубиков 3312

Продолжая рассуждения, можно получить следующую таблицу:

Цвет/Размер

Всего по размеру
для этого материала

Всего из этого
материала

Зеленый

Красный

Материал

Б

М

Б

М

Б

М

Пластмасса

4

3

       

15

7

8

Дерево

2

7

5

4

7

11

18

9

9

Всего по размеру для этого цвета

6

10

   

Всего этого цвета

16

17

Всего кубиков 33

Установить, сколько было пластмассовых кубиков того или иного размера, а следовательно, и оставшиеся неизвестными числовые данные, невозможно.

Правильные ответы прислали:

— Александрова Любовь, Дементьева Любовь, Кириллова Валерия и Хазов Филипп, г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина Г.В.;

— Арасланова Руфина и Ахметова Диана, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, гимназия № 5, учитель Пучкина С.А.;

— Архипова Анастасия, Дармостук Татьяна, Ильясов Михаил, Кольцов Александр, Мануйлов Дмитрий, Медведок Виктор, Путкарадзе Натия, Титов Денис и Шевелей Роман, Красноярский край, г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;

— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Баженов Виктор и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Березовский Егор, Болдин Иван, Илюхина Елизавета, Ланева Олеся, Макарова Ксения, Мандрыкин Александр, Прилуцкий Руслан, Рыбакова Екатерина, Сапунов Максим, Селихова Татьяна и Яшина Екатерина, г. Нижний Новгород, МОУ “Агнес”, клуб “Космос”, педагог Занозин Д.А.;

— Буланая Ольга, средняя школа села Осиновка, Приморский край, Михайловский р-н, учитель Пономаренко Г.И.;

— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Данилова Любовь, г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

— Землянский Виталий, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Иванова Ирина и Холопова Кристина, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Логачева Александра, Республика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Понкратова Елена, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;

— Шагалов Антон и Якименок Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.

Остальные задачи будут рассмотрены в следующем выпуске.

Семеро друзей

Семеро друзей — Антонов, Борисов, Васильев, Глебов, Дмитриев, Егоров и Иванов — по странному стечению обстоятельств имеют имена Антон, Борис, Василий, Глеб, Дмитрий, Егор и Иван, причем ни один из них не является “тезкой” своей фамилии. Кроме того, о них известно следующее:

— все, кроме Антонова и Глебова, уже женаты;

— невесте Егора очень не нравится фамилия ее жениха;

— фамилия Глеба связана с именем Иванова;

— жены Дмитриева и Ивана — родные сестры;

— тот, чье имя связано с фамилией Бориса, женат, и его фамилия связана с именем Егорова;

— Иван, Егор и Василий — брюнеты;

— остальные четверо, в числе которых Иванов, Егоров и Васильев, — блондины.

Как кого зовут?

Сколько весит пружина?

Арам обнаружил, что чашечные весы оказываются в равновесии, если на одну их чашу положить гирю в 150 г, а на другую — два одинаковых ключа, две одинаковые монеты и трех одинаковых солдатиков или же яблоко, одного солдатика и абрикос. Монета и ключ вместе весят 50 г. Абрикос, яблоко и груша вместе весят столько же, сколько монета, ключ, солдатик и пружина от будильника.

Можно ли с помощью чашечных весов определить, сколько весит пружина? (Все предметы одного типа одинаковые, количество предметов не ограничено.)


1 Продолжим нумерацию фактов.

TopList