Еженедельник Издательского дома "Первое сентября"
  Индекс подписки: 32291

 РУБРИКИ
КАК ЭТО ДЕЛАЮ Я
ССЫЛКИ 


 Специальные
 выпуски

 Страницы
 повышения
 квалификации

 Материалы
 с обложки

 Уроки

 Задачи

 Олимпиады

 Дидактические
 материалы

 Мнения

 Круглый стол

 Внеклассная
 работа

 Официальные
 документы

 На стенд в
 кабинете
 информатики

 Экзамены и
 тесты

 Книжный шкаф

 Информация

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПРОЕКТЫ
  • КОЛОНКА В.М. КИРЮХИНА (ответы на вопросы наших подписчиков, касающиеся олимпиад по информатике).

  • Подписка на первое полугодие 2003 года
    Подписка на "Информатику" производится во всех отделениях связи России по каталогу "Роспечати". Индекс подписки: 32291
     Методический конкурс для учителей информатики


    Как это делаю я. Методический конкурс для учителей информатикиМетодический конкурс для учителей информатики

    В новом учебном году мы продолжаем творческий конкурс для учителей информатики “Как это делаю я”.

    Задание одиннадцатого тура
    Задание десятого тура
    Задание девятого тура
    Задание восьмого тура
    Задание седьмого тура
    Формат представления конкурсных материалов
    Адреса
    Ключевые сроки

    Материалы, присланные на XI тур
    Материалы, присланные на X тур
    Материалы, присланные на IX тур
    Материалы, присланные на VIII тур
    Материалы, присланные на VII тур

    Цель конкурса: обмен опытом решения повседневных методических задач.
    Суть конкурса: для каждого тура конкурса предлагается типичная методическая задача, которую часто приходится решать учителю информатики. В зависимости от предлагаемой задачи указывается формат представляемых на конкурс материалов. По завершении каждого тура лучшие работы будут публиковаться на страницах газеты. На страницах газеты также будет публиковаться список всех участников данного тура. Авторы лучших работ получат призы, предоставленные редакцией и нашими друзьями.
    Рассматривать работы будет методическое жюри.
    Ключевая особенность нашего конкурса заключается в том, что и задания, и форма предоставления конкурсных материалов фиксированы. Это позволяет с достаточно высокой степенью объективности сравнить материалы участников и отметить лучшие. (Мы, например, никогда на взялись бы проводить конкурс разработок уроков на любую тему - объективно сравнить такие разработки очень сложно или вовсе невозможно.)
    Кроме того, необходимо отметить, что соревновательная составляющая нашего конкурса, конечно, является вторичной. Мы уверены, что всем нам будет просто интересно и полезно обменяться опытом решения типичных проблем, которые возникают перед каждым из нас.
    Замечание. Материалы, присланные на конкурс (ссылки на них можно найти на этой странице), не редактируются и не подвергаются какой-либо правке.

    Задание одиннадцатого тура “Проект”

    Информатика - самый “проектный” из школьных предметов. Уникальные возможности информационных технологий позволяют широко вести проектную работу как внутри самого предмета, так и далеко за его формальными рамками. В разного рода интегративных проектах информатика выступает в качестве достойного партнера практически для любого предмета. Пожалуйста, поделитесь с коллегами своими наработками и идеями. В проектной деятельности новизна особенно важна. Не слишком интересно (не только для учителя, и для учеников) по много раз повторять пройденное (хотя, конечно, нам известны и примеры удачных проектов, которые реализуются из года в год и никому не надоедают).

    Срок отправки материалов одиннадцатого тура - до 31 января 2007 г.
    В теме (subject) электронных писем, пожалуйста, указывайте: “Методический конкурс, одиннадцатый тур”.

    Результаты одиннадцатого тура будут опубликованы в № 06/2007.

    Материалы, присланные на XI тур

    Задание десятого тура “Любимые задачки ”

    У каждого из нас есть любимые задачки и задания (вовсе не обязательно относящиеся к алгоритмам и программированию). Поделитесь ими! По любым темам, для любого класса и возраста. Уверены, что коллеги с удовольствием воспользуются вашим опытом. А вы - их. Ведь для этого мы и проводим наш конкурс.

    Срок отправки материалов десятого тура - до 31 декабря 2006 г.
    В теме (subject) электронных писем, пожалуйста, указывайте: “Методический конкурс, десятый тур”.

    Результаты деcятого тура будут опубликованы в № 05/2007.

    Материалы, присланные на X тур

    Задание девятого тура “Программы, которые мы выбираем”. Часть II: программное обеспечение учебного процесса

    Какое программное обеспечение используйте вы? Почему вы выбрали именно то, что выбрали? Что посоветуете коллегам? В данном случае нас интересует ровным счетов все - и самый обычный Turbo Pascal, и стандартный офисный набор, и оригинальные тестирующие системы (см., например, статью В.А. Матюхина в № 18), и оболочки, и почтовые серверы для локальной сети, посредством которых многие наши коллеги организуют электронную почту в школе. Пожалуйста, не думайте, что если вы не используете “ничего особенного”, то и писать об этом не надо. Ведь общая картина использования ПО в школах очень интересна. На нее будут ориентироваться и разработчики, и поставщики программ. При описании нестандартного (малоизвестного) программного обеспечения, пожалуйста, указывайте ссылки и источники его получения.

    Срок отправки материалов девятого тура - до 30 ноября 2006 г.

    Результаты девятого тура будут опубликованы в № 04/2007.

    Материалы, присланные на IX тур

    Задание восьмого тура: "Программы, которые мы выбираем" Часть I: организация учительского труда

    Учителя информатики (что, конечно, не удивительно) первыми среди своих коллег начали использовать компьютеры для облегчения повседневного учительского труда. Уж электронные журналы в Excel наверняка все из нас пробовали делать. С этой точки зрения название очередного тура конкурса не вполне точное (нам просто очень хотелось сделать его красивым) - как правило, мы не просто выбираем программы, но и пишем их сами. Или дорабатываем “под себя” готовые продукты. Отметим, что в это раз нас интересуют именно средства организации труда. А программы, непосредственно используемые на уроках, станут темой следующего тура.

    Срок отправки материалов восьмого тура - до 15 ноября 2006 г.

    Результаты восьмого тура будут опубликованы в № 03/2007.

    Материалы, присланные на YIII тур

    Задание седьмого тура: "Информатика в профиль"

    Эксперимент по переходу на профильное обучение шагает по стране. До большинства из нас он уже так или иначе дошагал, кому-то все еще только предстоит. И тем и другим интересен опыт коллег. Пожалуйста, расскажите о ходе эксперимента по переходу на профильное обучение в вашей школе. Мы знаем, что наработано уже немало - разработаны программы, учебные планы, имеется опыт преподавания и разработки элективных курсов. Поделитесь с коллегами! Нас очень интересуют вопросы профильного преподавания информатики (и здесь в течение нескольких десятилетий накоплен большой опыт), но особенно - все, что связано с преподаванием нашего предмета в непрофильных классах. Ведь многие справедливо считают, что преподавать информатику, например, гуманитариям сложнее, чем математикам. С содержательной точки зрения здесь нужны особые программы, с методической - специальные приемы обеспечения мотивации.

    Срок отправки материалов седьмого тура - до 30 октября 2006 г.

    Результаты седьмого тура будут опубликованы в № 02/2007.

    Материалы, присланные на YII тур

    Формат представления конкурсных материалов

    Материалы принимаются только в электронном виде в файлах формата Microsoft Word (любой версии). Объем основного текста (в знаках, с учетом пробелов) - не более 6000 знаков. При необходимости текст может сопровождаться иллюстративными и иными дополнительными материалами (в частности, примерами программ), оформленными в виде приложений. Объем приложений не ограничен.
    Иллюстративный материал должен быть представлен в файлах формата JPEG, с разрешением не менее 800x600 пикселей, сохраненных с качеством не хуже среднего.
    Материалы можно присылать на электронных носителях или по электронной почте.

    Почтовый адрес: 121165, Москва,
    ул. Киевская, д. 24, “Первое сентября”, “Информатика”.
    Электронный адрес: inf@1september.ru.
    В теме (subject) электронных писем указывайте: “Методический конкурс, номер тура”.
    Вместе с материалами, пожалуйста, присылайте краткую информацию о себе, в обязательном порядке включающую: фамилию, имя, отчество, полное название учебного заведения, в котором вы преподаете, стаж работы. Пожалуйста, указывайте также максимально полную контактную информацию: полный почтовый адрес (с индексом), электронный адрес, телефоны (с кодом населенного пункта). (Эта информация не будет опубликована, но она может потребоваться редакции для оперативной связи.)

    Ключевые сроки

    Срок отправки материалов восьмого тура - до 15 ноября 2006 г.

    Срок отправки материалов седьмого тура - до 30 октября 2006 г.


    Вышел диск с работами I - VI туров.
    Задание шестого тура
    Задание пятого тура
    Задание четвертого тура
    Задание третьего тура
    Задание второго тура

    Материалы, присланные на VI тур
    Материалы, присланные на V тур
    Материалы, присланные на IV тур
    Материалы, присланные на III тур
    Материалы, присланные на II тур
    Материалы, присланные на I тур

    Задание шестого тура: "Внеклассная работа по информатике в школе"

    "Информатическая" и "околокомпьютерная" жизнь школы, как правило, не ограничивается только уроками. На разных уровнях (районном, городском, областном, общероссийском) проходят олимпиады и конференции учащихся. В последнее время, с развитием электронных коммуникаций, все большее число подобных мероприятий проводится в заочном или очно-заочном формате. Это неотъемлемая часть жизни нашего предмета, но задание последнего в этом учебном году тура нашего конкурса... не об этом! Нас в данном случае интересует именно школьный уровень - система организации внеклассной работы в вашей школе. Какие мероприятия по информатике, помимо текущих уроков, вы проводите? Мы знаем, что вариантов таких мероприятий бывает очень много. Это и кружки, и факультативы, и школьные олимпиады, и конкурсы творческих работ, и недели информатики, и даже спектакли на информатические темы! Пожалуйста, поделитесь своим опытом! Уверены, что и вам будет интересно узнать о творческих находках коллег. (Все материалы будут по-прежнему размещены в открытом доступе на сайте "Информатики".)
    На конкурс требуется представить описание системы внеклассной работы по информатике в вашей школе. Описание может быть снабжено дополнительными иллюстративными и иными материалами (сценариями мероприятий, программами недель информатики и т.д.).

    Материалы, присланные на YI тур

    Задание пятого тура: “Кабинет - наш второй дом”

    Оформление кабинета информатики - не только эстетический (что, конечно, также немаловажно), но и методический вопрос. Как вы его решаете? Имеются ли у вас стенды? Как они оформлены? Каким образом наглядные материалы на стендах применяются в текущей учебной деятельности? Мы знаем, что одними только стендами дело часто не ограничивается. Каких только замечательных кабинетов информатики мы не видели! И с росписями (содержательными!) на стенах, и с "встроенными" музеями вычислительной техники, и с другими неожиданными элементами оформления. Пожалуйста, поделитесь с коллегами своим опытом. Нас интересуют находки любого масштаба (музеи и росписи - это, конечно, здорово и "роскошно", но иногда и один небольшой стенд, сделанный вдумчиво и аккуратно, не менее полезен).
    На конкурс требуется представить описание наглядных элементов оформления вашего кабинета. Описание в обязательном порядке должно быть снабжено иллюстративным материалом (фотографиями).

    Материалы, присланные на Y тур

    Задание четвертого тура: “Домашние задания”

    Нам не понаслышке известно, что ответ на вопрос "как и что задавать на дом" для учителей информатики не является простым. В отличие от большинства школьных предметов, для которых к каждому учебнику имеются различные сборники разноуровневых домашних заданий, мы таким сервисом не избалованы. В типичной ситуации каждый учитель имеет собственную копилку домашних работ. Еще одна проблема связана с наличием или отсутствием компьютеров у детей дома. С одной стороны, у многих они имеются, с другой - у многих их нет. И все это учитель должен учитывать. Достаточно актуален и вопрос списывания. Конечно, все дети в большей или меньшей степени списывают домашние задания по всем предметам :) (т.е. эта головная боль не является специфичной именно для учителей информатики). Но когда задания выполняются в тетрадях (например, по математике) и имеют значительный объем, то списывание хотя бы вызывает у детей некоторые проблемы. Если же мы задаем на дом программу, то переписать у товарища файл - секундное дело. Перечисление проблем, связанных с домашними заданиями, можно продолжать. Но ведь как-то они решаются!? А как? Поделитесь с коллегами собственным опытом организации системы домашних заданий!
    На конкурс требуется описание вашей системы организации домашней работы учащихся. Описание в обязательном порядке должно быть снабжено примерами конкретных заданий.

    Материалы, присланные на IY тур

    Задание третьего тура: “Задачи, которые по силам лишь компьютеру”

    Легко привести множество примеров того, как применение компьютеров, их вычислительные мощности и развитые возможности по обработке информации позволяют решать задачи, которые ранее казались непосильными (и, конечно, являлись таковыми - принципиальную возможность решить задачу за 1 000 000 лет посредством 1 000 000 людей, выполняющих по одной операции в секунду без перерыва на сон, конечно, не стоит принимать всерьез J). К такого рода сверхсложным задачам относятся и прогнозирование погоды, и точный расчет траекторий космических тел, и т.д. У приведенных выше примеров есть, пожалуй, лишь один существенный недостаток: соответствующие задачи слишком сложны и для школьного курса носят исключительно иллюстративный характер. А хотелось бы, чтобы ребята самостоятельно, посредством реализации той или иной компьютерной модели (например, на языке программирования или в электронных таблицах) получили результат, который нельзя было бы получить иными средствами. Приведем соответствующий пример (который, впрочем, нам не слишком нравится в силу своей сложности и искусственности): получить значение числа p с точностью до сотого знака после запятой. Эта задача практически не поддается "ручному" решению, но соответствующая компьютерная программа вполне по силам учащимся.
    Как мы уже отметили, задача с числом p нам не слишком нравится. Но наверняка у наших коллег найдутся более удачные примеры таких задач! Поделитесь своим опытом! Все удачные примеры будут опубликованы. Коллеги будут вам благодарны!
    На конкурс требуется представить любое количество задач, которые не поддаются (по крайней мере на школьном уровне) "ручному" решению, но могут быть решены с помощью компьютеров. Желательно, но не обязательно сопровождать задачи решениями. Если решения будут выполнены вашими учениками, пожалуйста, приводите их имена и фамилии, мы также опубликуем эту информацию на страницах газеты.

    Материалы, присланные на III тур

    Задание второго тура: “Соблюдаем технику безопасности”

    Все учителя информатики должны в обязательном порядке знакомить учеников с правилами техники безопасности при работе в компьютерном классе. Этого требуют и нормативные документы (см., например, “Обязательный минимум содержания основных образовательных программ” в № 5/2004, c. 4, и комментарий А.Г. Гейна к соответствующему разделу в № 18/2005, с. 28), и, вообще говоря, здравый смысл: компьютерный класс, в котором к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение, действительно является местом повышенной опасности. Имеется, однако, непростой методический вопрос: как добиться от учеников реального соблюдения техники безопасности? Как донести до ребят то, что сухие строчки правил не являются пустой формальностью, что соблюдать их в буквальном смысле слова жизненно необходимо? Пожалуйста, поделитесь своим опытом решения указанного вопроса. На конкурс требуется представить описание личного профессионального опыта по обеспечению соблюдения правил техники безопасности в компьютерном классе.

    Материалы, присланные на II тур

    Задание первого тура: “Введение в предмет”

    Представьте, что вы готовитесь к первому уроку по базовому курсу информатики. (В каких-то школах базовый курс начинается в 7-м классе, в каких-то — в 9-м, иногда, как мы знаем, даже в 10-м. Это не имеет значения, главное — этот урок будет первым.) Возможно, в классе есть новые дети, пришедшие из других школ. Может быть, кто-то из них занимался информатикой раньше, но можно считать, что для большинства ваших новых учеников этот урок будет первым уроком по новому предмету.
    Как вы начнете урок? С каких слов начнете рассказ о новом предмете? Как заинтересуете детей? Что (может быть) пообещаете?
    На конкурс требуется представить начальный фрагмент первого урока информатики в новом классе, в обязательном порядке включающий “вводный” текст учителя “о предмете”.

    Материалы, присланные на I тур

    Материалы, присланные на I тур



    Материалы, присланные на II тур



    Материалы, присланные на III тур




    Материалы, присланные на IV тур


    Материалы, присланные на V тур

    Материалы, присланные на VI тур

    Материалы, присланные на VII тур


    Материалы, присланные на VIII тур

    Материалы, присланные на IX тур

    Материалы, присланные на X тур

    Материалы, присланные на XI тур (материалы не редактируются и не подвергаются какой-либо правке)


































































    ГЛАВНАЯ 
    СТРАНИЦА 
    издательского 
    дома 
    "ПЕРВОЕ 
    СЕНТЯБРЯ" 


    ПОДПИСКА 
    РЕКЛАМОДАТЕЛЮ 
    НАШИ 
    КООРДИНАТЫ 

    РЕДКОЛЛЕГИЯ 
    ПОДШИВКА 

    2008 

    19 20 21 22 23 24
    13 14 15 16 17 18
    07 08 09 10 11 12
    01 02 03 04 05 06

    2007 

    19 20 21 22 23 24
    13 14 15 16 17 18
    07 08 09 10 11 12
    01 02 03 04 05 06




    Рейтинг@Mail.ru

    © "Первое сентября

    
    Главный редактор
    С.Л. Островский
    Редакция
    Е.В. Андреева
    Д.М. Златопольский (редактор вкладки “В мир информатики”)
    Л.Н. Картвелишвили
    С.Б. Кишкина
    Н.П. Медведева
    Ю.А. Первин (редактор вкладки “Началка”)
    Корректор:
    Е.Л. Володина
    Макет и вёрстка
    Н.И. Пронская

    В разное время в "Информатике" работали:
    Е.Б. Докшицкая
    (гл. ред. в 1995—1999)
    И.Н. Фалина
    Ю.А. Соколинский
    М. Мачнев
    
       Журнал выходит 2 раза в месяц

       ПОДПИСКА
       Подписка на журнал "Информатика" принимается во всех отделениях почтовой связи России по каталогам "Роспечать" и "Почта России".

    индексы подписки (Роспечать / Почта России)
    для индивидуальных подписчиков:  32291 / 79066
    для предприятий и организаций:       32591 / 79574

       Можно также оформить издательскую подписку (как правило, это обходится дешевле). Счет на издательскую подписку можно заказать на нашем сервере.

    
    Почтовый адрес: 121151, Москва, ул. Платовская, д. 4; тел.: +7 (495) 637-82-73
    Эл. адрес: inf@1september.ru
    Журнал Издательского дома «Первое сентября»
    
    Главный редактор Издательского дома А.С. Соловейчик
    Английский язык (Е.В. Громушкина) индекс подписки — 32025; Библиотека в школе (О.К. Громова) индекс подписки — 33376; Биология (Н.Г. Иванова) индекс подписки — 32026; Воскресная школа (монах Киприан [Ященко]) индекс подписки — 32742; География (О.Н. Коротова) индекс подписки — 32027; Здоровье детей (А.У. Лекманов) индекс подписки — 32033; Информатика (С.Л. Островский) индекс подписки — 32291; Искусство (Н.Х. Исмаилова) индекс подписки — 32584; История (А.Ю. Головатенко) индекс подписки — 32028; Литература (Г.Г. Красухин) индекс подписки — 32029; Математика (И.Л. Соловейчик) индекс подписки — 32030; Начальная школа (М.В. Соловейчик) индекс подписки — 32031; Немецкий язык (М.Д. Бузоева) индекс подписки — 32292; Русский язык (Л.А. Гончар) индекс подписки — 32383; Спорт в школе (Н.В. Школьникова) индекс подписки — 32384; Управление школой (А.И. Адамский) индекс подписки — 32652; Физика (Н.Д. Козлова) индекс подписки — 32032; Французский язык (Г.А. Чесновицкая) индекс подписки — 33371; Химия (О.Г. Блохина) индекс подписки — 32034; Школьный психолог (М.Н. Сартан) индекс подписки — 32898; Чудесная газета (М.С. Аромштам) индекс подписки — 32901
    Учредитель: ООО "Чистые пруды"